header_logo

Содержание / 2006 / Оружие и охота №11


А как у наших сябров?.



.

Виталий ПЕТЕЛЬКО фото Алексея МОРОЗОВА.

Природу уничтожает не охотник, а бульдозер... Ж. Дорст

Охотничье хозяйство – это отрасль национального хозяйствования, основной задачей которого является охрана, воспроизводство, рациональное использование государственного охотничьего фонда. И в то же время это комплексная система тесно взаимосвязанных законов в области экологии, биологии, права, экономики, хозяйственной деятельности, организационно-социальных вопросов, морали и этики. А раз это система, то ее необходимо менять и совершенствовать всю в комплексе, а не вырывать из нее отдельные составляющие и сиюминутно "совершенствовать" их в

ущерб остальным, что может привести к противоположным результатам. Как говорится, благими намерениями вымащивается дорога в ад (Данте). Во всем должна быть четкая последовательность и целенаправленность, а не шараханье из одной крайности в другую, как это сейчас делается в области охоты и что является характерным для наших государственных мужей в последнее время. Это еще раз подчеркивает, что решением таких вопросов должны заниматься профессионалы, а их как раз и не достает в полной мере, как в государственных структурах, так и общественных экологических организациях, которые, стараются вершить судьбу экологии и охотничьего хозяйства в Украине. Любой Закон об охоте базируется на двух китах. Первый – это управление охотничьей деятельностью, которая предусматривает планирование охоты с учетом численности популяции охотничьих видов и их среды обитания. Второй – этика поведения на охоте. Он требует от охотника знания биологии животных, бережного отношения к природе, профессионализма.

Исходя из этого можно отметить, что ситуация в Украине, по сравнению с европейскими странами и ближайшими соседями (Россия, Беларусь) крайне неутешительная.

Сравним системы организации ведения охотничьего хозяйства и охоты, узаконенные государством, у нас в Украине и Белорусии.

Беларусь – республика с развитой промышленностью, сельским хозяйством, большими площадями пахотной земли и пастбищами, активной хозяйственной деятельностью в области лесного хозяйства и вместе с тем высокой численностью животных, в том числе и охотничьих видов.

Бернская Конвенция "Об охране дикой флоры и фауны и природной среды существования в Европе", принятая в 1979 г. и вступившая в силу в 1982 г., к которой присоединилась в 1996 г. и Украина, подчеркивает, что проблема сохранения дикой природы и фауны должна учитываться правительствами в их национальных программах и что необходимо развивать международное сотрудничество с целью защиты фауны, в частности мигрирующих и исчезающих эндемичных видов и сохранения среды их обитания.

Посмотрим, как это осуществляется в республике Беларусь. Охота там регламентируется Положением об охотничьем хозяйстве и Правилами охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (у нас за 15 лет так и не удосужились принять Закон о рыбном хозяйстве). В структурах Минлесхоза и Минсельхозпродуктов созданы подразделения управления охотничьей и рыбохозяйственной деятельностью путем перераспределения функций и корректирования численности сотрудников. Все функции государственного регулирования данной отрасли сосредоточены в указанных министерствах.

Данная система управления должна обеспечить такое использование объектов животного мира, которое будет способствовать сохранению их разнообразия и удовлетворению потребностей нынешнего и последующих поколений. Утверждена Указом Президента государственная Программа развития охотничьего хозяйства на 2006/2006-2015 гг., определены размеры компенсации (и значительные) за нанесение ущерба окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия и уничтожения диких животных и отрицательного воздействия на природу. Кроме того, этой Программой предусмотрено создание 16 показательных охотничьих хозяйств. Среди них: в управлении делами Президента – 1, Минлесхоз – 6, БООР – 6, Белвоенохот – 1, Бел СФО "Динамо" – 1.

Можно по разному оценивать деятельность А. Лукашенко как политика, администратора-хозяйственника и эколога, но нельзя ему отказать в целенаправленной деятельности в области сохранения природной среды, флоры и фауны Белоруссии и восприятии европейских стандартов в области охоты и охотхозяйства. Ведь природа – ресурс, который истощается, но не восстанавливается; можно ограничить или прекратить вторжение в нее, но создать заново нетронутую глушь, как об этом кричат некоторые экологические организации, отрабатывая зарубежные транши, в полном смысле этого слова невозможно. Необходимо исходить из реалий, как это сделали в Белоруссии.

Рассмотрим некоторые отличия охотничьих и природоохранных законодательств в Украине и Белоруссии.

В Белоруссии, как и у нас, выдается государственное удостоверение охотника, но там оно выдается сроком на 10 лет, его стоимость оплачивается сразу на весь период.

Так же охотники сдают экзамен по охотминимуму. В дальнейшем в течение этого срока госпошлина с охотника не взимается.

Охота по копытным и глухарю осуществляется по разовым разрешениям (лицензиям) и охотпутевкам к ним, выдаваемым пользователем охотугодий. Необходима лицензия (разовая) на добычу бобра и выдры. На остальные виды – охотпутевки охотпользователя. Если путевка не возвращена охотпользователю в установлений срок, новые путевки в течение сезона не выдаются. Путевка выписывается на каждый день охоты. Сроки охоты определены Правилами и Положением и дополнительных ежегодных приказов по открытию охоты не издается.

Разрешена как весенняя, так и осенняя охота по перу. Весенняя охота: глухарь, тетерев на токах с 20 марта; вальдшнеп, селезень кряквы, гусь с 1 апреля. Закрывается сезон 10 мая, охота проводится 5 дней в неделю, кроме четверга и пятницы, а на вальдшнепа и вечером в пятницу. Летне-осенний сезон открывается в первую субботу августа и закрывается в последнюю неделю ноября.

Пользователи охотничьих угодий имеют право устанавливать ежедневные сезонные нормы отстрела и количество дней охоты в неделю.

Охота по пушному зверю проводится с первой субботы октября по третью неделю января. Пользователи охотугодий могут запретить охоту с гончими в угодьях, где пребывают копытные во избежание излишнего беспокойства животных.

Охота на копытных – по лицензиям и путевкам к ним. При этом охотники должны иметь стаж охоты не менее 3-х лет. С 1 по 30 сентября проводится только трофейная селекционная охота. С 1 октября по 30 ноября разрешена охота загоном, из засады (с вышек), с подхода (подъезда), с собаками (кроме гончих).

На самца косули проводится трофейная и селекционная охота с 1 июня по 30 сентября. В дальнейшем на основаниях, указанных выше.

Охота на кабана – с 15 июля по 30 сентября – проводится на потравах сельхозугодий.

Стрелять взрослых самок – вожаков стада – запрещено. С 1 декабря по 15 января разрешен отстрел особей этого года рождения. При охоте из засады разрешено использование зарегистрированных в установленном законодательстве порядке специальных осветительных приборов, о чем делается особая отметка в разовом разрешении (лицензии). Кроме того, необходимо иметь разрешение пользователя охотугодий. Если случайно отстреливается свиноматка, охотник уплачивает пользователю охотугодий компенсацию в 5-ти кратном размере стоимости лицензии на взрослую особь.

Пользователь охотугодий сам определяет продолжительность времени охоты в угодьях (максимальный срок не более 5 дней в неделю). Обязательными днями охоты являются государственные выходные дни и праздники.

Отстрел вредных животных и борьба с хищниками может производиться круглый год (пользователь согласовывает данный вопрос с Минприродой). При этом по разрешению пользователя возможно использование специальных осветительных устройств. Для этих же целей разрешено использование механизированных транспортных средств.

В отличие от Украины, в Белоруссии сотрудники, которые осуществляют охрану животного мира в отведенных угодьях, имеют право на ношение и применение, в соответствии с существующим законодательством, табельного нарезного и гладкоствольного оружия.

Пользователь охотугодий имеет право ограничить или запретить применение тех или иных видов, средств и способов охоты.

Как видим, юридически правовая база в республике Беларусь имеет ряд преимуществ перед нашей. Пользователи охотугодий имеют больше прав и свобод при решении ряда вопросов и не зависят от своеволия чиновников.

Конечно, у нас в Украине вырабатывались свои правила и традиции ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, и слепо перенимать все чужое нет необходимости, но критически изучая опыт других, взять лучшее – это обязанность наших законодателей.

.