header_logo

Содержание / 2008 / Оружие и охота №9


Прощай, оружие. Грядут ли перемены на законодательном фронте



Прощай, оружие. Грядут ли перемены на законодательном фронте

Собственно, сам документ называется по-бюрократически пространно. Его нелегализованный перевод на русский звучит как "Руководящая линия 2008/51/EG Европейского парламента и Совета от 21 мая 2008 г. об изменениях руководящей линии 91/477/EG Совета о Контроле за приобретением и владением оружием".

Само решение изменить действовавшую прежде и уже знакомую отечественным законотворцам руководящую линию 91/477/EG созрело в Брюсселе 29 ноября 2007 г. Но новый документ был опубликован официально только 8 июля 2008 г. и спустя 21 день вступил в законную силу. Теперь государства-члены ЕС обязаны внести соответствующие изменения в собственное законодательство с целью гармонизации его с положениями руководящей линии 2008/51/EG.

Если рассказывать читателям о содержании нового документа кратко и по существу, то действовавшее прежде в ЕС разделение оружия на четыре категории остается минимум до 2012 г.

Отныне в категорию А входят запрещенные для обращения на гражданском рынке виды оружия. Под данную категорию подпадают: оружие военного образца (на одном из официальных языков ЕС — militaerische Waffen), автоматическое огнестрельное оружие (vollautomatische Feuerwaffen), оружие замаскированное как иные предметы, бронебойные боеприпасы (panzerbrechende Munition), также боеприпасы разрывного и зажигательного действия и пули к ним, пистолетные и револьверные патроны снаряженные пулями экспансивного действия, также пули к ним (за исключением патронов предназначенных для охоты и спорта).

Категорию B образует оружие, требующее разрешения на приобретение (genehmigunspflichtige), куда входит: самозарядное и магазинное короткое оружие, короткое однозарядное оружие под патрон центрального боя, короткое (общей длиной до 28 см) однозарядное оружие под патрон бокового огня, полуавтоматическое (самозарядное) длиное оружие, магазин и патронник которого вмещает больше чем три патрона, такое же оружие, магазин и патронник которого вмещают три патрона, но с отъемным магазином, и такое "в котором магазин можно переделать на большее количество патронов с использованием обычных инструментов", также длиное повторительное и самозарядное оружие с гладким стволом, длина которого "не превышает 60 см" и "гражданское полуавтоматическое оружие, внешние формы которого напоминают автоматическое оружие военного образца".

Категорию С образует оружие обязательное к регистрации. Это длиное и "повторительное", и самозарядное оружие, не подпадающее под категорию В, однозарядное оружие с нарезным стволом или стволами, также короткое (общей длиной от 28 см) однозарядное оружие под патрон бокового огня.

Категорию D образует "прочее оружие". То есть однозарядное оружие с гладким стволом или стволами.

Примечательны формулировки евробюрократов. Хотя в руководящей линии говориться об "оружии" вообще, а ее положения регулируют обращение огнестрельного оружия, сама дефиниция "огнестрельного оружия" является в законодательной практике Брюсселя новой. К таковому относят каждое носимое (tragbare) оружие, выстреливающее пулю, дробь или другой снаряд посредством горячих газов через ствол, которое для этой цели сделано или переделано. К "переделкам" (Umbau) относится "каждый предмет, имеющий вид огнестрельного оружия или предмет по своему строению или материалу из которого он изготовлен, пригодный к переделке". По духу и букве такого закона каждое, даже еще не переделанное "спецсредство" (попросту газовый пистолет/револьвер) уже является "оружием". Понятие "часть оружия" определено следующим образом: "Каждая специально для огнестрельного оружия сконструированная и важная для его функционирования составная или запасная часть, особенно ствол, рамка (Rahmren) или ствольная коробка (Gehause), кожух-затвор (Schlitten), барабан (Trommel), затвор (Verschluss) или затворная личнинка (Verschlusstuck), также устройство для снижения звука выстрела".

Ряд положений руководящей линии, вроде приведенных выше, со всей очевидностью заимствованы из ныне действующего Закона ФРГ об оружии. Положения касательно (ужесточающегося) контроля за оборотом оружия заимствованы из подписанного Евросоюзом в 2000 г. Протокола ООН "Против недозволенного производства стрелкового оружия, частей к нему, компонентов и боеприпасов, также против недозволенной торговли ими". Еще перед вступлением новой руководящей линии в законную силу в рамках ЕС был предпринят ряд шагов в данном направлении, вроде введения дополнительной маркировки страны производителя на импортируемом оружии.

Согласно новой руководящей линии до 31 декабря в странах ЕС следует создать "централизованный или децентрализованный компьютеризованный регистр оружия, включающий каждое попадающее под действие "Руководящей линии" оружие" (имеется в виду – кроме антикварного, не ясно только до какого года выпуска его считать таковым. Протокол ООН указывает недвусмысленную дату — 1899 г. а "шенгенские договоренности" — иную дату — 1870г.). Регистр должен включать следующие данные об оружии за минувший период в 20 лет: тип, модель, производитель, калибр, серийный номер, имя и адрес поставщика и покупателя.

К 28 июля 2010 г. странам ЕС надлежит создать также условия для контроля за обращением оружия категории D (имеется в виду переход от владельца к новому покупателю). К 28 июля Комиссии ЕС надлежит разобраться с целесообразностью ограничения категорий оружия: запрещенного к обращению и требующего разрешения. Заодно европарламентарии разберутся и с целесообразностью существования массогабаритных макетов оружия. Определят также стандарты и техники "деактивизации оружия", используемые для того, чтобы сделать его постоянно (auf Dauer) не действующим. Может быть, заварят все подвижные части… Ходят такие слухи.

В какой мере все эти изменения в законодательстве ЕС повлияют на украинское законодательство об оружии, неизвестно. Возможны разные варианты. Во всяком случае очередной проект "Закона об оружии" никаких европриоритетов не содержит.