header_logo

Содержание / 2010 / Оружие и охота №10


О принятии на вооружение тактических приемов и их правовом регулировании



О принятии на вооружение тактических приемов и их правовом регулировании

Вадим БОЛЬШАКОВ Анатолий БОРИСОВ Юрий ГОЛУБ

Опыт управления вооруженными формированиями в развитых странах, полученный в результате системного анализа зарубежных открытых источников, свидетельствует о том, что наиболее эффективные результаты при применении методик системного анализа достигнуты в следующих областях.

1. Управление войсками.

2. Выбор оптимальных способов боевого применения новых образцов оружия.

3. Выбор оптимальных способов выявления и уничтожения новых видов вооружений противника.

4. Решение военно-технических задач.

В качестве примера применения системного анализа в управлении вооруженными формированиями можно предложить один из путей наращивания боевых возможностей частей и соединений сухопутных войск США. Командование армии США видит этот путь в повышении эффективности стрелкового оружия. С этой целью разработано большое количество математических моделей оценки конструкции огнестрельного оружия и результатов его боевого применения, периодически проводятся полевые испытания отдельных образцов. В МО США созданы методики "Оценка эффективности оружия", "Критерии поражения в бою", "Определение боевого потенциала подразделения" и др.

Методика "Оценка эффективности оружия", в частности, использовалась при принятии на вооружение винтовки "М16". При обработке результатов сравнительных испытаний винтовок "М16" и "М14", винтовок фирм "Хеклер и Кох", "Манлихер-Штейер", "Кольт" и "ААА", для оценки использовались критерии.

Первый критерий —совокупное время видимости мишеней, которое определяется как сумма времени (в минутах) показа каждой мишени до момента попадания в нее, то есть: Тс = сумма Ті, где Ті — время показа одной мишени до момента попадания в нее (от 0 до 15мин); і — количество мишеней (до 50 шт).

По оценке зарубежных специалистов, этот показатель учитывает не только число попаданий, но и затраченное на них время. Считается, что при прочих равных условиях образец оружия, обеспечивающий меньшее совокупное время показа, лучше других, поскольку вооруженное им подразделение будет нести меньшие потери за счет более быстрого снижения интенсивности ответного огня противника.

Другим показателем оценки эффективности стрелкового оружия является суммарное значение близких промахов (в метрах), которое определятся как Dnp = сумма Dnpi, где i — номер выстрела, при которых промах не превысил 2 м; Dnpi — величина промаха при in выстреле.

С помощью этой величины специалисты рассчитывали выявить уровень снижения эффективности ответного огня противника за счет реакции его личного состава на точность прицельного огня. Однако достичь желаемого результата и получить достаточно достоверные данные, судя по сообщениям западной печати, им пока не удалось.

Третий критерий определяется количеством боекомплекта, сохранившегося после выполнения поставленной задачи.

Специалисты армии США считают, что этот критерий является одним из важнейших показателей сравнительной оценки образцов стрелкового оружия. Они справедливо полагают, что если при одном варианте вооружения отделение израсходовало 50% боекомплекта, чтобы достичь цели, а при другом — 25%, то последний вариант вооружения в 2 раза лучше.

По результатам исследования с использованием выше указанной методики в первом случае винтовка "М16" была принята на вооружение взамен винтовки "М14". В дальнейшем результаты оценки эффективности были подтверждены в боевых действиях, что указывает на достоверность методики.

Предложенные для замены четыре винтовки были отклонены, так как не превысили эффективности винтовки "М16А2" при оценке по данной методике в 1,5 раза. Превосходство в 1,5 раза было определено и подтверждено как базовое в процессе эксплуатации для различных систем оружия, и является конкретизированным порогом оценки. Если этот "порог" не достигается, то постановка на вооружение новой предлагаемой системы считается экономически не выгодной. Введение таких порогов, по нашему мнению, повышает объективность исследований и уменьшает влияние субъективного мнения.

В развитых странах имеются наработки по рекомендациям для ПСН при действиях по предотвращению и пресечению противодействия следствию в процессе расследования убийств, бандитизма, вымогательства, преступлений организованных преступных групп и преступлений, совершенных в чрезвычайных обстоятельствах.

Так, в частности, с целью решения военно-технических задач разработаны методики по повышению эффективности применения стрелкового оружия и специальной техники при проведении специальных операций.

Например, с помощью этих методик было установлено, что для проведения специальных операций ПСН правоохранительных органов целесообразно использование пистолетов-пулеметов типа "Хеклер и Кох" МП-5 различных модификаций, а не штурмовых винтовок типа "М-16" и "АК-74". В основе оценочной методики лежит имитация ряда операций, выполняемых стрелком в реальных боевых условиях.

Оценка быстроты огня проводилась в два этапа: на первом фиксировалось время, необходимое для снятия оружия с предохранителя и постановки на автоматический режим ведения огня; на втором – время досылания патрона в патронник и (или) взведение ударного механизма. И в том, и в другом случае исходным являлось следующее положение: левая рука охватывает цевье оружия, правая – рукоятку (шейку приклада), спуск ударного механизма производится при нахождении оружия у бедра.

Основными критериями оценки в данной методике являются следующие.

1. Вероятность поражения случайных фигурантов (ВПСФ).

2. Вероятность поражения случайных фигурантов при рикошете пули (ВПСФР).

Критерий ВПСФ является функцией следующих двух характеристик стрелкового оружия: меткость оружия и пробивное действие оружия. Обе характеристики могут совершенствоваться в процессе судебно-експертно-профилактической деятельности.

В связи с тем, что приведенные выше методы системного анализа подтвердили свою эффективность при принятии решений на практике, по нашему мнению, целесообразно их применение, с учетом экономических, географических и других особенностей Украины, в интересах украинских специальных служб и подразделений специального назначения правоохранительных органов для планирования специальных операций, проводимых в интересах национальной безопасности Украины.

В направлениях — управление войсками, выбор оптимальных способов боевого применения новых образцов оружия могут проводиться научно-исследовательские разработки с учетом опыта накопленного в судебно-экспертной профилактике, а также в области криминалистической ситуалогии и криминалистической теории моделирования.

Так, в частности, Клаус Дитер Поль считает, что при расследовании насильственных преступлений исследованию огнестрельному оружию всегда следует уделять особое внимание. С одной стороны, по его мнению, морфологические и аналитические исследования следов его действия содержат многочисленные данные, необходимые для реконструкции хода преступного события, и сведений о преступнике. С другой стороны, считает К.Д. Поль, любой сотрудник следственных органов может оказаться в ситуации, требующей практического применения огнестрельного оружия. Так, например, зафиксирован факт гибели следователя, расследовавшего преступления мафии только потому, что он не смог выбрать оптимальную кобуру для своего пистолета и место размещения оружия в кобуре на теле.