header_logo

Содержание / 2000 / Оружие и охота №8


Автомобиль "человека с ружьем"



С каждым годом расширяется среда обитания человека. Растут города, прокладываются новые дороги, осваиваются все новые и новые территории. Не выдерживая такого натиска "царя природы", отступают леса, уходят в заповедные дали дикие животные.

Если первобытному охотнику достаточно было просто выбраться за пределы своего поселения, чтобы найти добычу, то его современные последователи вынуждены преодолевать десятки километров, добираясь к логову зверя. Поэтому уже саму дорогу на охоту можно смело считать началом или частью предстоящей охоты. Сделать этот подготовительный этап более продуктивным и легким позволяет автомобиль. Очевидно, что далеко не каждая автомашина отвечает весьма жестким и специфичным требованиям охотника. Какого же четырехколесного друга выбрать "человеку с ружьем"? На первый взгляд, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, — такой машиной должен быть джип.

Рис.1."Дайхатсу"

Рис.2."Мерседес Бенц" g 300 ("Пух")

Однако, большое количество моделей автомобилей повышенной проходимости и разнообразие их технических характеристик заставляет всерьез задуматься о достоинствах или недостатках каждой отдельной марки. Ведь собирательное понятие "джип" объединяет и "недоразумение с моторчиком" производства Луцкого автомобильного завода, иногда именуемое в народе "луноходом", и могучий "Хаммер", который не знает преград на суше, преодолевая фронтальные уступы высотой до 0,56 метра, и имеет дорожный просвет 406 мм. Какими же свойствами должен обладать охотничий вездеход? Во-первых, это должен быть автомобиль с большим дорожным просветом, чтобы уверенно преодолевать бездорожье, не задевая днищем и деталями подвески и двигателя препятствий на дороге. Во-вторых, обязательным требованием является наличие двух ведущих мостов и механизма блокировки дифференциала. Многим приходилось видеть, как легковая машина буксует на ровном месте, попав одним из ведущих колес на скользкую поверхность. Такая ситуация возникает потому, что при разном сопротивлении качению колеса (например, одно колесо на сухом асфальте, а другое — на обледенелом участке) дифференциал распределяет крутящий момент таким образом, что вращается только то колесо, которое испытывает наименьшую нагрузку. Данный механизм жизненно необходим для выполнения автомобилем поворотов, когда колеса одной оси проходят разные расстояния (при повороте внутренний след всегда меньше наружного).

Рис.3."Джип Рэнглер"

Рис.4."Ленд Ровер Дефендер" Однако с точки зрения проходимости работа дифференциала водителю только мешает, потому он должен иметь возможность при прохождении сложного прямого участка дороги отключить его. В-третьих, в трудных дорожных условиях большую помощь оказывает наличие раздаточной коробки, которая позволяет использовать пониженные передачи. При малой скорости движения в этом случае значительно увеличивается крутящий момент, что заметно улучшает проходимость. В-четвертых, джип для охоты должен отличаться высокой надежностью и, наверное, не очень высокой ценой, ведь пробираясь через лес или степь, мало кому удается уберечь свою машину от хоть и незначительных, но царапин и вмятин, не говоря уже о сумасшедшей нагрузке на подвеску и двигатель. Поэтому теоретически возможно ездить на охоту, например, на mercedes benz ml-430 или range rover, однако мало кому по карману расходы, связанные с "убиванием" на лесных просеках автомобиля стоимостью 70–80 тысяч долларов США. В-пятых, большей проходимостью при прочих равных условиях обладают короткобазные полноразмерные джипы. Благодаря большому дорожному просвету и короткой базе они в меньшей степени подвержены опасности "сесть на брюхо" на неровной дороге. В-шестых, джип для охоты должен быть достаточно просторным внутри, поскольку кроме водителя и пассажиров он перевозит оружие, снаряжение, охотничьих собак, а после удачной охоты еще и богатую добычу.

Рис.5.УАЗ-31512п-ЛЛД И, наконец, несколько слов о комплектации автомобиля и дополнительном оборудовании. Учитывая, что некоторые охотники используют джип не только как средство доставки своей персоны на охоту, но и в процессе самой охоты, имеет смысл отдать предпочтение машинам со съемным верхом либо с большим люком в крыше. В совершенно безнадежной ситуации, когда все четыре колеса уже ничем не могут помочь, выручит лебедка, установленная на переднем бампере — закрепив трос за ствол подходящего дерева можно выбраться из трясины почти с таким же успехом, как вытащивший себя из болота за волосы самый правдивый рассказчик в мире — Мюнхгаузен. Возможно, полезны и решетки, предохраняющие "оптику" автомобиля от повреждений, наносимых ветками деревьев. Но ни мне, ни кому-то из моих знакомых, не приходилось при эксплуатации транспортных средств в самых различных условиях сталкиваться с проблемой разбитых фар или указателей поворотов. Что же касается установки устрашающего вида защиты из труб, получившей название "кенгурятник" (или "кенгурин") и предохраняющей австралийские машины при наездах на сумчатых животных, то необходимо отметить, что эти конструкции, — скорее декоративный элемент, который переднюю часть автомобиля может защитить разве что от пьяных пешеходов, — на наших дорогах их много больше, чем в Австралии кенгуру. Исходя из перечисленных выше требований, рассмотрим более подробно некоторые модели джипов. Предварительно следует отметить, что согласно сложившимся традициям в автомобилестроении, все джипы условно делятся на два класса — легкие (иногда их называют пляжные) и большие, или полноразмерные. Один из первых легких джипов, фактически родоначальник этого класса машин, был выпущен в России. Это известная всем "Нива" — компактный автомобиль с независимой подвеской, несущим кузовом, неотключаемым полным приводом с межосевым блокируемым дифференциалом и клиренсом 220 мм отличается высокой проходимостью и вполне приемлемой ценой. В классе легких джипов он один из самых дешевых автомобилей. Сомнительное качество комплектующих и сборки во многом компенсируется дешевизной запчастей и простотой ремонта и обслуживания. Все основные профилактические и ремонтные работы можно выполнить в домашних условиях, не выезжая из родного гаража. Недавняя модификация, превратившая "Ниву" образца 1977 г. в "Тайгу" и "Кедр", носит, скорее, косметический характер. Приборная панель и передние сидения от ВАЗ-2108, увеличенный на 100 кубических сантиметров объем двигателя и некоторые другие новшества принципиально не изменили спартанский образ машины, хотя вполне возможно, что ковровое покрытие на полу, "навороченный" салон и "крутой" внешний вид не самое главное для "рабочей лошадки". На охоте, рыбалке, там, где вместо нормальной дороги есть только "направления", "Нива" зарекомендовала себя наилучшим образом.

Рис.6.ЛУАЗ-969 М Идея легкого джипа, воплощенная в "Ниве", нашла серьезный отклик среди зарубежных автомобильных гигантов. Легкие джипы выпускают "Тойота" (модель rav4), "Хонда" (модели Сr-v и hr-v), "Дайхатсу" (модели "Рокки" и "Фероза"), "Киа" (модели "Спортейдж" и "Спортейдж Гранд"), "Лэнд Ровер" (модель "Фрилендер"), "Ниссан" (модель "Террано-2), "Сузуки" (модели "Витара", "Гранд Витара", "Самурай", "Джимми") и другие автомобильные фирмы. Некоторые из таких машин, например "Азия-Рокста", внешне копирующая знаменитый "Джип-cj-5", являются просто дорогими игрушками, стилизованными под внедорожник. Автомобили этого класса компаний "Хонда", "Киа", "Ниссан", "Лэнд Ровер", представленные в этом классе, а также "Дайхатсу-Териос", позволяют без проблем организовать пикник на природе, заехав для этого достаточно далеко в лес, однако способность выдержать серьезное испытание бездорожьем вызывает определенные опасения из-за целого ряда специфических конструктивных решений, приближающих эти машины к легковым автомобилям, и, соответственно, их от вездеходов. Хорошими техническими характеристиками обладает "Тойота-rav4". В своем классе это одна из самых современных моделей с независимой подвеской колес, двухлитровым шестнадцатиклапанным двигателем с настолько внушительным крутящим моментом, что может обходиться без понижающей передачи. Мощный двигатель в сочетании с малой массой автомобиля, большими колесами 215/70r16, блокируемыми межосевым и задним дифференциалами, позволяет достаточно уверенно чувствовать себя не только на асфальте, но и на бездорожье. Основные недостатки — слишком легкомысленный для "боевой" машины охотника внешний вид, из-за чего она многими воспринимается как дамский автомобильчик, и внушительная цена — этот небольшой вездеходик стоит почти 30000 долларов США. Более органично в наше привычное бездорожье вписываются легкие джипы производства фирм "Сузуки" и "Дайхатсу" (рис. 1). Под незамысловатыми и даже несколько грубыми внешними очертаниями скрыты простые и надежные механизмы, успешно "переваривающие" и колею лесной просеки, и ухабы полевой дороги. "Сузуки-Самурай", "Дайхатсу-Рокки", "Дайхатсу-Фероза" снабжены рамной конструкцией, короткуой базой, очень надежной подвеской, но внедорожный аспект использования этих машин немного проигрывает из-за слабых двигателей, традиционно устанавливаемых на этих джипах. "Сузуки-Джимми", оснащенный подключаемым передним мостом, понижающей передачей и обладающий клиренсом 190 мм, также заявляет о себе как о вездеходе, однако для охотника он излишне компактен, если не сказать тесен.

Рис.7."Хаммер" "Сузуки-Витара" и "Сузуки-Гранд Витара" хороши для езды по асфальтовому покрытию, оснащены мощными двигателями, имеют рамную конструкцию, но за пределами асфальта выдающейся проходимостью не отличаются. Что касается стоимости этих автомобилей, то даже самый дешевый из них —"Сузуки-Самурай" — стоит почти в два раза дороже "Нивы". Заканчивая обзор легких джипов, следует вспомнить и об отечественной разработке — вездеходе ЛУАЗ, который выпускает Луцкий автомобильный завод. Модель Луаз-969М (рис. 6) хорошо известна в Украине и, по мнению многих автолюбителей, все-таки обладает хорошей проходимостью. Действительно, компактный автомобиль с базой 1800 мм и клиренсом 280 мм, независимой торсионной подвеской с понижающей передачей и блокировкой в редукторе заднего моста, оснащенный шинами, протектор которых снабжен развитыми грунтозацепами, "рожден" для покорения бездорожья. Однако, всерьез рассматривать эту машину для охотника не имеет смысла, поскольку в реальной жизни данный автомобиль большую часть времени проводит не в поездках, а в ремонте. Это вполне объяснимо, ведь кроме отвратительной сборки и некачественных комплектующих, лишь отдаленно напоминающих заявленные в технической документации стандарты, ЛУАЗ отличается целым рядом смелых до безрассудства инженерных решений, основное из которых — применение на вездеходе крайне маломощного и в высшей степени ненадежного двигателя от автомобиля "Запорожец". Даже теоретически характеристики ЛУАЗа несравнимы ни с одним из современных джипов. Достаточно лишь сказать, например, что максимальная скорость машины, заявленная заводом-изготовителем, составляет всего 85 км/ч, а периодичность технического обслуживания (применительно к ЛУАЗу — ремонта) при эксплуатации в сложных дорожных условиях составляет 5000 км. Поэтому ЛУАЗ, как и его собратья, выпущенные в Запорожье, годится только для технически грамотных пенсионеров, все свободное время отдающих любимому занятию — авторемонту. В настоящее время много говорят о новом детище Луцкого автозавода — автомобиле ЛУАЗ-1301, возможно он не будет страдать многими "болезнями" своего предшественника, однако встретить эту машину на дорогах пока практически невозможно. Несмотря на хорошие внедорожные возможности некоторых легких джипов, наиболее серьезные вездеходы представлены в классе больших или полноразмерных джипов. Именно здесь мы найдем самые мощные двигатели, надежную и стойкую к динамическим нагрузкам подвеску, огромный запас прочности и способность "брать" не просто плохие участки дороги, а настоящую внедорожную целину. Вместе с тем, и среди этих машин встречаются как модели, действительно предназначенные для преодоления непроходимых троп, так и вполне дорожные вариации на тему вездехода. Самыми известными "дорожными внедорожниками" являются американские "Чероки" и "Гранд Чероки". Гораздо увереннее чувствуют себя на шоссе, нежели за его пределами, японские "Исузу" и их прямые потомки "Опель Фронтера" и "Опель Монтерей". Достаточно хорош на бездорожье американский "Шевроле К-Блейзер". Эту тяжелую машину, снаряженная масса которой составляет 2120 кг, отличает рамная конструкция и мощный восьмицилиндровый двигатель объемом почти б литров. Благодаря высокой проходимости вызывает доверие и заокеанский "Джип Рэнглер" (рис. 3), заслуживший высокую репутацию долгой и безотказной службой в армии США, — на сегодняшний день он является одним из немногих внедорожников, оборудованных рессорной подвеской всех колес и цельными балками мостов, которые в сочетании с четырехлитровым двигателем мощностью 178 л.с., рамно-несущим кузовом и большим дорожным просветом обеспечивают возможность без проблем преодолевать сложные участки дорог, правда, в этом случае ни о каком комфорте во время поездки не может быть и речи. Неплохой проходимостью обладают джипы "Мерседес Бенц" g-класса (рис. 2), однако трудно представить себе эти дорогостоящие машины, цена которых в зависимости от комплектации колеблется около 100 тысяч долларов США, беспощадно "убиваемыми" в погоне, например, за кабаном. Наверное, это также маловероятно, как развозка пирожков по торговым точкам на знаменитом "шестисотом" Мерседесе. Признанными авторитетами на пересеченной местности являются японские джипы "Ниссан Патрол", "Тойота Лэнд Круизер" серии 80 и 100 и "Мицубиси Паджеро", а также легендарные английские "Лэнд Ровер Дефендер", "Лэнд Ровер Дискавери" и "Рейндж Ровер". Известность и "японцев", и "англичан" настолько велика, что вряд ли стоит дополнительно рассказывать об их выдающихся способностях, достаточно упомянуть, что "Лэнд Ровер Дискавери" — официальный автомобиль "Кэмел Трофи", а джипом "Рейндж Ровер" для "внедорожных" поездок пользуется английская королев&&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot&quot"uot;кая семья. Трудяга "Лэнд Ровер Дефендер" (рис. 4) выпускается уже больше 50 лет, великолепно зарекомендовал себя в самых труднодоступных уголках планеты. "Мицубиси Паджеро" и "Тойота Лэнд Круизер" отличают не только отменная проходимость, но и высокий уровень комфорта. Данное обстоятельство в сочетании с престижностью этих марок и внешней солидностью, сделало их весьма популярными среди сильных мира сего. Внешне грубоватый "Ниссан Патрол" обладает лучшей среди "японцев" проходимостью, уверенно конкурируя в этом вопросе с четырехколесными английскими легендами. Практически любой из этих джипов способен сделать охотника счастливым, если бы не одно "но" — цена автомобиля и стоимость эксплуатации. В каждом случае мы имеем дело с фантастически дорогим сервисом, астрономической дороговизной запасных частей, наконец, проблемами элементарной охраны автомобиля — для квалифицированного угонщика-профессионала подобная машина в высшей степени "лакомый" кусочек. Даже расход бензина А-92, достигающий 20–25 литров на 100 км, на этом фоне не выглядит слишком разорительным. Что касается вопросов цены, то "отсчет", как правило (за исключением разве что "Лэнд Ровер Дефендер" стоимостью около 25 тысяч), начинается с отметки 45–50 тысяч долларов США. Именно поэтому всерьез говорить о массовом использовании этих действительно хороших машин рядовыми охотниками просто не имеет смысла, с тем же успехом можно рекомендовать для охоты вертолет, а для Между тем выход для людей со средним достатком найден — это УАЗ-469, или в современной транскрипции УАЗ-3151 (рис. 5). До смешного простую конструкцию автомобиля отличает высокая надежность, отсутствие проблем с обслуживанием и ремонтом, доступность запасных частей. Вместе с тем, мощная рамная конструкция, большой дорожный просвет, наличие пониженных передач и почти "неубиваемая" рессорная подвеска обеспечивают УАЗу настолько широкие возможности передвижения вне дороги, что по проходимости он уверенно конкурирует со своими именитыми "одноклассниками", уступая лишь признанному "монстру" среди джипов —"Хаммеру" (рис. 7). По современным представлениям, внешний вид УАЗа далек от идеального, да и большого комфорта во время езды УАЗ не обещает, но и дизайн "Лэнд Ровер Дефендер", мягко говоря, не блещет новизной, а уровни шума и тряска "Дефендера", да, впрочем, и того же "Джипа Рэнглер", сопоставимы с уазовскими. Для взыскательных потребителей существует широкий выбор дополнительного оборудования, которое по желанию устанавливают на российский вездеход. Благодаря этому можно существенно изменить к лучшему как внешний вид машины, так и ощущения от поездки на ней и для водителя, и для пассажиров. Неудивительно, что УАЗ экспортируется из России не только в страны СНГ, но и в по-европейски избалованную Италию, и даже в далекую Колумбию. Возможно, кому-то обзор вездеходов в данной статье покажется не совсем полным. Безусловно, существуют модели джипов, которые здесь просто не упоминаются. Это либо совсем экзотические автомобили, выпускаемые малыми партиями, либо машины, представленные недостаточно широко на автомобильном рынке Украины, поэтому рассказывать об их использовании в качестве массового охотничьего вездехода не имеет смысла. Конечно, каждый приобретает машину в соответствии со своими возможностями. Сегодня в Украине достаточно богатых людей, способных выложить круглую сумму за престижный большой джип, однако, учитывая низкий уровень доходов основной части населения, ни эти богачи, ни их роскошные авто не составляют большинства. Действительно массовым вездеходом в нашей стране реально может быть только недорогой и надежный автомобиль, такой, например, как УАЗ.