header_logo

Содержание / 2001 / Оружие и охота №2


Ритуальное холодное оружие

Раритеты

О существовании ритуального холодного оружия вряд ли известно людям, не изучавшим историю и не посвященных в тайны разнообразных религиозных направлений, таких как, например, язычество, буддизм, ислам, христианство.Это оружие выполняло вполне определенные функции при совершении религиозных ритуалов. Ярким примером таких "специализированных" изделий являются каменные кинжалы ацтеков и удавка индийских тагов-душителей ("румал"). Однако самым удивительным и характерным образцом ритуального холодного оружия, является тибетский кинжал "Пхур-бу" (от тибетского — Phurbu; Kila — санскрит).

Тибет — загадочная страна, расположенная в сердце Гималаев, в буквальном смысле самая "высокая" в мире. Люди здесь живут на высоте 3–4 тыс. м над уровнем моря, а горные вершины достигают высоты 7–8 км. Тибетцы говорят, что горы опоясывают Тибет, словно драгоценное ожерелье.

Наверное, это единственный народ в мире, напрямую связавший свое происхождение с обезьяной. По преданию — первые люди, потомки царя обезьян и горной ведьмы, со временем лишились шерсти и хвостов, а холод и голод заставили их добывать себе пищу и огонь. Те из потомков, кто удался в отца, были умны и добры, те же кто пошел в мать — оказались рабами низких страстей. В соответствии с духовными представлениями древних тибетцев, люди навечно оказались разделены на плохих и хороших, как и все в этом мире, заселенном тысячами добрых и злых духов. Люди постоянно задумывались над тем, как можно призвать добрых духов и отпугнуть злых? Конечно, молитвой. Но поскольку в мире слишком много зла, значит и молитв нужно знать очень много. Как запомнить их, не забыть порядок произнесения? Эта проблема была решена с появлением деревянных молитвенных цилиндров —"Хурдэ", на которых были написаны священные тексты. От легкого прикосновения руки цилиндр начинал вращаться вокруг вертикальной оси, что символизировало прочтение молитвы. Но это, так сказать, пассивное противостояние злу. Тибетцы же в древности считались сильными и храбрыми воинами. В VII в. они доставляли немало хлопот соседнему Китаю. Тибетская пословица гласит: "Ножнами моего меча послужит печень моего врага". Конечно же, злу нужно противостоять не только молитвами, но и с оружием в руках. Какое оружие способно выдержать натиск сверхъестественных бесплотных существ? Разумеется, особенное, не похожее ни на какое реально существующее. Именно этот факт и стал определяющим при создании своеобразного кинжала —"Пхур-бу". Клинок с тремя лезвиями отливали из чугуна, меди, латуни или изготавливали из дерева. Считалось, что сила этого оружия заключена в самой сути его существования, его скрытой мощи.

В пантеоне ламаизма (тибетская ветвь буддизма) находятся статуи божества Дхармапала. Они являются защитниками веры от злых демонов и враждебно настроенных по отношению к человеку сил. Их лики ужасны, на головах ожерелья из черепов, в многочисленных руках — оружие. Ведь чтобы победить и обратить в бегство зло — его нужно испугать. Этим и объясняется то, что божества-защитники выглядят так отталкивающе! Одно из них — Махакала, божество с головой, имеющей три лица, искаженных гневом, перекочевало на навершие рукояти "Пхурбу". Голову этого божества венчает "Ваджра" (название "Ваджра" означает силу и нерушимость учения Будды от санскритского —"Vаjrа" — алмаз) — такой же символ буддизма, как крест в христианстве.

На каждом из трех лезвий особо сильных кинжалов (вдоль средней линии) изображали змей. Это кундалини — символ духовной энергии. "И в этом мире, и в мире ином все подвластно кундалини" — говорится в эзотерических тайных текстах Древнего Востока. Вот какая невиданная мощь собрана воедино в этом странном предмете — тибетском ритуальном кинжале. При этом считается, что чем больше кинжал, тем большей магической силой он обладает. Ритуальные кинжалы использовали также во время мистерий при закладке ритуальных буддистских сооружений — ступ и монастырей, в обрядах очищения. Во время мистерий наносили колющие удары по сторонам света согласно предписанному веками ритуалу изгнания демонов из этого места.

Описанный "Пхур-бу" — классический вариант ритуального кинжала. Однако существуют и несколько видоизмененные кинжалы. Например, на навершии некоторых из них отсутствует трехликая голова божества. В этом случае вся рукоять представляет собой "Ваджру". Встречаются рукояти с навершием в виде крылатого леопарда. Клинки таких кинжалов не делятся на три лезвия — они трехгранны. Соответственно и изображение змей кундалини присутствуют не на всех клинках.

В настоящее время в Тибете отливают из чугуна небольшие сувенирные "Пхур-бу", которые отличаются некачественной обработкой деталей рукоятки и грубо выполненным лезвием. Такие кинжалы не предназначены для борьбы с демонами, а вот в качестве сувениров их охотно приобретают туристы. Встречаются так же отливки из алюминия, тонированного в черный цвет, но вряд ли они произведены в Тибете, скорее всего это подделки.

Кинжал "Пхур-бу" может украсить любую коллекцию оружия благодаря своей необычной "внешности", а заодно и послужить оберегом от злых сил.