header_logo

Содержание / 2015 / Оружие и охота №11


Учебные приборы

Школа мастерства

Учебные

Одним из действенных средств начального обучения меткой стрельбе служат учебные стрелковые приборы. Используя их, инструктор (тренер) имеет возможность наглядно демонстрировать отдельные элементы приемов и действий, а также тренировать обучающихся для закрепления их знаний, формирования, умения и навыков. Эти приборы следует использовать также для проверки степени усвоения материала обучающимися и исправления допускаемых ими ошибок.

Инструктор (тренер) должен знать стрелковые учебные приборы н умело применять их с определенной учебной целью, Например, для обучения прицеливанию, надо использовать показную мушку, диафрагму и прицельный станок, для тренировки в прицеливании и наводки ручную указку, прицельный станок или прибор ПКД; с целью проверки и исправления ошибок, Которые допускают обучающиеся, можно применять ортоскоп, боковое стекло, прицельный станок и т. д. Разумеется, перед занятиями все эти приборы надо просматривать, проверять и готовить для применения.

Показная мушка является необходимым прибором в начальном обучении стрелков спортсменов. С ее помощью демонстрируются ровная мушка в прорези прицела, положение ровной мушки по отношению к точке прицеливания, а также возможные ошибки при прицеливании. Но этот прибор, при всех его положительных качествах, не должен использоваться оторванно от прицельных приспособлений оружия. Необходимо, чтобы обучающиеся увидели ровную мушку непосредственно на винтовке, закрепленной в станке и наведенной в цель, Показные мушки применяются простые и универсальные.

Простая показная мушка (рис. 1) имеет три пластинки, соединенные между собой зажимным барашком. На верхней пластинке сделан полукруглый вырез по форме прорези прицела, на средней пластинке находятся прямоугольная мушка с намушником, а на нижней нанесена по белому фону цель: с одной стороны черный кружок, с другой головная фигурка.

При показе правильного прицеливания выполняется следующее: пластинки с помощью зажимного барашка разжимаются и устанавливается нужное положение ровной мушки; затем так же устанавливается ровная мушка под целью (рис. 2). И то и другое демонстрируется перед обучаемыми. Затем сами обучаемые для усвоения показанного устанавливают ровную мушку и наводят ее под цель... После того как они поймут порядок установки ровной мушки и наводки ее под цель, следует показать то же самое на винтовке, наведенной в цель со станка. Когда обучаемые усвоят установку ровной мушки непосредственно на оружии, необходимо демонстрировать возможные ошибки при прицеливании и их результат.

Универсальная показная мушка (рис. 3) отличается от простой тем, что имеет на верхней и средней пластинках большее количество вырезов для показа кольца диоптра, треугольной прорези и мушки.

Диафрагма (рис. 4) учебный прибор, с помощью которого осуществляется показ правильного прицеливания из винтовки. Диафрагма имеет узкое отверстие, через которое во время прикладки видно только одно положение мушки в прорези. Такой прибор можно сделать самому из жести.

На малокалиберной винтовке диафрагму укрепляют при помощи хвостового шурупа. На боевой винтовке ее устанавливают вместо затвора. Для этого затвор вынимают и в канал ствольной коробки вставляют деревянный стержень диафрагмы. Винтовочную диафрагму можно использовать и на малокалиберной винтовке, обмотав стержень ветошью или бумагой, чтобы он плотно входил в ствольную коробку.

Преимущество диафрагмы заключается в том, что ее можно устанавливать в различных положениях, что дает возможность показывать возможные ошибки при прицеливании. Для показа правильности прицеливания винтовка с диафрагмой укрепляется в прицельный станок. Через визирное отверстие подвижного щитка прибора устанавливается ровная мушка и демонстрируется для обучающихся. Когда обучающиеся ознакомятся и поймут сущность ровной мушки, инструктор (тренер) сбивает наводку и предлагает им путем перемещения визирного отверстия вверх, вниз, вправо, влево установить ровную мушку, затем проверяет правильность установки.

Во время занятия с группой рекомендуется поручать одному обучающемуся устанавливать ровную мушку, а остальным поочередно проверять правильность наводки. Каждый поочередно должен докладывать инструктору свои замечания. После этого инструктор должен сделать разбор и оценку наводки. Тренировку необходимо проводить до тех пор, пока обучающиеся не научатся безошибочно устанавливать ровную мушку.

Если у малокалиберной винтовки имеется диоптрический прицел, можно обойтись и без диафрагмы. Для этого нужно только присоединить прицельную планку к прицельной колодке.