header_logo

Содержание / 2015 / Оружие и охота №12


Основная деталь

Материальная часть

Ствол в любом огнестрельном оружии, в том числе и охотничьем, является основной его деталью, позволяющей, используя энергию порохового заряда, сообщить пулевому или дробовому снаряду поступательное движение с нужной скоростью в нужном направлении. Высокое давление пороховых газов, особенно в зоне патронника, предъявляет особые требования к его прочности. Материал стволов должен обладать способностью выдерживать высокое давление пороховых газов, развиваемое в канале, и в то же время быть вязким, чтобы в случае разрыва не создавать осколков, способных причинить вред самому стреляющему.\r\nТакие, казалось бы, противоречивые условия предъявляют особые требования к составу ствольных сталей, режиму их термообработки, а также особенностям конструкции и сборки оружия в целом.

Основная

Исторический калейдоскоп

Исторически сложилось так, что для ручного огнестрельного оружия, которое, по существу, являлось фактически миниатюрными орудиями, сразу стали применять бронзовые литые или железные кованые стволы. Поскольку железо, полученное кричным способом, было крайне неоднородным, требовалась многократная его проковка с последующим складыванием полос, чтобы эта неоднородность более равномерно распределялась по всему полезному объему поковки, из которой затем уже изготавливался ствол.

Впоследствии кузнецы заметили, что ствол можно изготовить путем навивки хорошо прокованного железного листа на стрежень «некондиционного» железа, которое в конце высверливалось и уходило в стружку. Сварка стволов была продольной (как в дешевых металлических водопроводных трубах), а так как проконтролировать равномерность и качество сварки в то время было трудно, то разрывы стволов у старого оружия случались довольно часто. Качество ствола, таким образом, целиком зависело от мастерства кузнеца-оружейника.

Следующей технологической новацией стала навивка железных полос на стержень оправки по спирали (поскольку стволы разрывало, в основном, вдоль шва). Диагональный спиральный шов оказался крепче, чем продольный. Еще было замечено, что кроме равномерности железа большую роль играл его состав. Твердое, крепкое железо — стволы разрывались чаще. Стволы же, изготовленные из более «мягкого» железа, малоуглеродистой стали, при избыточном давлении чаще просто раздувало (без разрывов).

Около 1808 года появились тянутые железные стволы по способу Бенжамина Кука. Этот способ заключался в том, что первоначально железная полоса скатывалась в трубку, потом на всю ее длину сверлилось отверстие, в которое вставлялась оправка. Трубка в раскаленном состоянии прокатывалась между профилированными валками, обжимаясь и вытягиваясь до нужной длины. Эта технология с течением времени претерпела изменения. Вместо скатывания и сверления просто пробивали отверстие в куске раскаленного металла. Потом начали сворачивать трубку, навивая полосу металла на оправку, а затем ее прокатывать или проковывать. Эта технология была основной при изготовлении гладких стволов, но она совсем не подходила для нарезных стволов, поскольку нарезы пересекали волокна металла, и стволы теряли прочность. В результате для изготовления нарезных стволов пришлось вернуться к скатыванию, при котором волокна металла располагались вдоль оси ствола, а недостаточное сопротивление давлению пороховых газов компенсировалось толщиной стенок. Кук предложил новый способ, при котором сама оправка, имевшая соответствующий профиль, формировала нарезы и канал, превращавшийся в спиральный путем скручивания разогретой заготовки вдоль своей оси. Впоследствии скручивание применялось Витвортом при изготовлении его гексагональных стволов.

К середине ХІХ столетия для изготовления стволов пользовались твердой и мягкой сталью, сваренной и прокатанной на металлургических заводах. Простые стволы, по старинке, делали еще свернутыми из полосы вдоль, но проковку производили на механических молотах или же на специальных валках прокатного стана, которые имели такой профиль, что получалась заготовка с утолщением в казне.

До XIX века в качестве ствольного сырья европейские оружейники предпочитали использовать старые, отработанные подковные гвозди, благо в то время на дорогах Европы их валялось предостаточно. Гвозди, которыми подковывали лошадей или мулов, изначально изготавливались из лучшего мягкого железа, а среди оружейников имело место заблуждение, что, побывав в копыте, гвозди приобретали особые свойства.