header_logo

Содержание / 2001 / Оружие и охота №4


Промысловые лодки народов севера

Боеприпасы и снаряжение

АЛЕУТСКО-КАМЧАДАЛЬСКАЯ БАЙДАРКА

С давних времен коренные жители Аляски использовали в качестве охотничьей лодки одно-, двух- и трехместные байдарки. Эти очень надежные, практически непотопляемые лодки не требовали при изготовлении специальных материалов.

Каркас байдарки собирался из еловых брусьев, скрепленных между собой жилами нерпы. Для обшивки использовали тюленьи шкуры. В верхней (палубной) части обшивки оставляли овальные отверстия — люки для гребцов-охотников. Одетый в непромокаемую куртку охотник, усевшись в такой люк, туго стягивал края отверстия вокруг пояса и как бы сливался в единое целое со своей байдаркой.

Таким образом лодка становилась водонепроницаемой. В случае опрокидывания байдарки достаточно было одного удара весла, чтобы поставить ее "на ровный киль". На таких байдарках алеутские охотники промышляли морскую выдру — калана и нерпу.

Обычно для охоты на калана в море выходило до полутора десятков двухлючных байдарок. Экипаж лодки состоял из охотника, вооруженного стр€елками (метательное орудие наподобие гарпуна), и гребца. Тот, кто первым замечал плывущего зверя, подавал знак, подняв вверх весло. По этому сигналу все байдарки окружали калана плотным кольцом, и охотники принимались метать стрелки. Согласно существовавшему обычаю добытый зверь доставался охотнику, который ранил его первым.

Нерпу алеуты добывали сеткой, сплетенной из жильных ниток, и оснащенной сверху деревянными поплавками, а снизу — камешками-грузилами. Обнаружив на берегу залива или бухты спящих нерп, ловец пересекал на байдарке устье залива, раскидывая следом за собой сеть. Установив таким образом снасть, он принимался громко кричать. Напуганный зверь бросался в воду и запутывался в сети.

ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ ПИРОГА Лодка, используемая жителями южного полушария, прообраз современного судна-катамарана — полинезийская каноэ — состояла из двух пирог, соединенных общим дощатым помостом.

Корпуса пирог делались наборными из древесины тика. К массивному брусу (килю) крепились ребра (шпангоуты). Обшивку каркаса производили пригнанными друг к другу досками, сшивали их бечевкой из растительного волокна, а щели замазывали смолой, добытой из стволов хлебного дерева. Помост, соединявший корпуса лодок, выступал за борта примерно на один метр. Посредине помоста-палубы часто устанавливали рубку, взобравшись на которую можно было наблюдать за ходом пироги, а во время охоты на черепах — следить, куда они перемещаются.

Пирогу оснащали косоугольным парусом и управляли тяжелым семиметровым кормовым веслом. Такое судно использовали островитяне в качестве транспортного средства и для охоты на акул.

Акулье мясо считалось у полинезийцев лакомым блюдом, без которого не обходился ни один праздник. За акулами на пироге обычно отправлялись три-четыре охотника, захватив с собой мясо для прикормки и длинную прочную веревку. Заметив среди коралловых рифов прожорливую хищницу охотники бросали ей несколько кусков мяса. Как только утолившая голод акула устраивалась отдохнуть на песчаном дне, один из охотников, сделав на конце веревки скользящую петлю, бесшумно нырял. Приблизившись к хищнице, он набрасывал ей на хвост петлю и быстро всплывал. Когда охотник оказывался в пироге, все трое разом тянули за веревку и поднимали акулу на палубу.

Случалось, акула заляжет под скалой в каком-нибудь углублении, да так, что только одна зубастая голова виднеется. Но это не пугало смелого охотника. Он нырял и принимался слегка постукивать акулу деревянной колотушкой по голове. Сытой акуле хотелось полежать, но ей мешали. Тогда она разворачивалась, прятала голову и выставляла хвост. А этого только и надо было охотнику. Он подводил петлю, поспешно всплывал, и через несколько минут добыча была уже наверху.

Полинезийская пирога отличалась от прочих лодок, бороздивших южные моря, высокими мореходными качествами. При попутном ветре она получала ход, не уступающий по скорости современным моторным лодкам.