header_logo

Содержание / 2002 / Оружие и охота №4


Раздумья о некоторых положенияз закона Украины "Про мисливське господарство та полюваннЯ"



Hеоднозначность формулировок любого Закона всегда приводит к конфликтным ситуациям, зачастую с тяжелыми последствиями, злоупотреблению чиновников различных уровней власти, использованию неоднозначности отдельными лицами в корыстных целях. Не избежал этого и Закон Украины "Про мисливське господарство та полювання".Это подтверждается и разделом VII, где Кабинету Министров поручено в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого Закона подать в Верховный Совет предложения о приведении в соответствие законодательных, нормативно-правовых актов и согласно своей компетенции обеспечить принятие новых, предусмотренных Законом. А их по нашим подсчетам будет порядка четырех десятков. К большому сожалению, эта работа продвигается очень медленно, а межведомственная группа так до настоящего времени и не удосужила собраться. Рассмотрим ряд юридических аспектов, на некоторые из которых обратили в свое время внимание независимые юристы и журнал "Охотник" и которые требуют приведения в соответствие с существующими юридическими нормами законодательства. Это статья 1 "О государственном охотничьем фонде", приписка "в пределах угодий государственных охотничьих хозяйств" дает возможность толкованию, что вне этих угодий данные животные являются коммунальной собственностью или собственностью юридических или физических лиц в закрепленных за ними охотничьих угодьях.

В статьях 2, 3 определено, что охотничьи животные в состоянии природной свободы относятся к природным ресурсам общегосударственного значения и являются объектом права собственности украинского народа, т.е. и охотников как составной части этого народа. Этот вопрос почему-то игнорируется, особенно в части негосударственных пользователей охотугодий, специальным государственным уполномоченным в области охотхозяйства и охоты (Главохота), который присваивает себе право (превышение норм Закона), абсолютного толкования и решения этих вопросов. Все это требует решения и разъяснения в нормативно-правовых актах в соответствии с принятым Законом.

Необходимо четкое нормативно-правовое определение понятия общественной организации охотников (ст. 11) т.к. Закон "Об общественных организациях" не может однозначно ответить на целый ряд вопросов, связанных с их деятельностью. На почве неоднозначности налоговая инспекция, местные органы самоуправления, банковские структуры рассматривают их как коммерческие организации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Полностью отрицается их природоохранная и природовосстановительная роль, культурно-воспитательная и спортивная стороны их деятельности, трудовая занятость населения.

Совершенно не определены права охотников, не являющихся членами обществ, хотя они декларированы как Положением 1996 г., так и Законом 2000 г. Фактически, эти люди остались "за бортом", т.к. Госкомлесхоз в свои государственные угодья пускает на охоту избирательно, несмотря на то, что по Закону такие охотники являются совладельцами государственного фонда, но зато эти же охотники предъявляют "свои" права на охоту в хозяйствах обществ. Юридический статус общественных охотничьих организаций и лиц, не имеющих закрепленных охотугодий, требует своего правового решения.

Четко не определены (в статьях 21, 22, 23) права пользователей охотугодий (закрепление, аренда, продление и прекращение прав пользования) и их взаимоотношение с собственниками и постоянными пользователями земли. В настоящее время это позволяет как госуполомоченному, так и собственникам земли свободно трактовать действия юридического лица и односторонне прекращать пользование охотугодьями. Все это может привести к злоупотреблениям со стороны заинтересованных лиц. Нормативно-правовые акты должны исключить проведение таких мероприятий в одностороннем порядке. Необходимо предусмотреть, кому будут переданы охотугодья в случае их отчуждения, за кем закреплены, кто новые пользователи, их реальные возможности, какие берут на себя обязательства и не пострадают ли охотники, постоянно проживающие на данной территории. Может быть это необходимо проводить и на конкурсной основе, как делается в ряде стран, но такие мероприятия должны быть подкреплены нормативно-правовыми актами.

Я полагаю, что юристы и охотники-практики по мере прочтения данного Закона найдут еще целый ряд "нестыковок" и представят свои обоснования. Процесс этот болезненный и длительный, но требует своего решения. Мы все заинтересованы, чтобы Закон Украины "Про мисливське господарство та полювання" заработал на полную силу в интересах и на пользу всех охотников Украины как субъектов украинского народа, как собственников и рачительных хозяев охотничьих животных.