header_logo

Содержание / 2002 / Оружие и охота №5


Охота и земельный кодекс



Принятие земельного кодекса Украиной поставило, наконец, последнюю точку в непростых отношениях, возникших в условиях перехода к рыночной экономике. Не все в нем совершенно, не всех он устраивает, но, как известно, не всегда закон является эталоном, как в свое время подметили еще древние греки.Хотелось бы сделать несколько замечаний по его содержанию в части, касающейся ведения охотничьего и рыболовно-спортивного хозяйства. Ни у кого не возникает сомнения, что система мониторинга охотничьего и рыболовно-спортивного фонда должна быть составной частью общенациональной структуры, совмещенной с системами соседних государств и включать в себя как мониторинг самих охотничьих угодий, так и охотничьих животных на их территории. Это как раз и является прерогативой государства, но об этом не упоминается ни в "Земельном кодексе Украины", ни в Законах "Про мисливське господарство та полювання" и "Про тваринний світ".

Осуществление такого мониторинга напрямую связано с урегулированием арендных отношений при пользовании охотничьими угодьями. Плата за их использование должна быть адекватна оценке данного земельного участка с точки зрения перспектив получения "с него" охотничьей продукции. Здесь снова выходит на первый план основополагающая роль государства в урегулировании арендных отношений. Государство должно контролировать весь процесс ведения охотничьего хозяйства и охот, гарантировать от имени государства надлежащую охрану, восстановление и рациональное использование животного мира, и оптимальность арендной платы. Рассмотрим земельное и охотничье законодательство наших ближайших соседей: Польши, Венгрии, Словакии, Чехии и Австрии. Таких стран как Франция, Англия, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, США, Канада и др. Эти страны декларируют разнообразные формы собственности на землю, охотничьи угодья и животный мир, но в каждой из них государство оставляет за собой право урегулирования арендных отношений между собственником (пользователем) земли и охотничьими организациями всех форм собственности. Реализуется это право путем введения определенных ограничений, разработкой типовых форм договоров и ряда положений о пользовании охотничьих угодий. При этом арендная плата может варьировать в зависимости от вклада пользователя охотугодий в развитие инфраструктуры данной территории, в биотехнию, дичеразведение, охрану. Кроме того, законодательством многих стран предусмотрено, что все мелкие землевладельцы, хотя и имеют юридическое право влиять на развитие охотничьего хозяйства на своих землях, но на практике не могут воспользоваться им по причине значительной раздробленности земельных участков. Они делегируют свои полномочия и права, касающиеся этой области, коммунальным, гминным, графским (аналог нашим районам) административным органам управления, которые, в свою очередь, являются собственниками общественных земель и могут диктовать свои условия частным землевладельцам.

К большому сожалению, в нашем законодательстве эти вопросы не оговорены, а роль государства вообще сведена к нулю. Предполагается, что рынок является саморегулирующейся системой, но опыт десяти лет существования рыночных отношений в нашей стране наглядно продемонстрировал: существующее положение может привести к полнейшему хаосу и неразберихе в делах пользования охотничьими угодьями (мы не говорим здесь о случаях злоупотребления и нерачительного ведения дел). Может нанести охотничьему хозяйству и экологии региона непоправимый ущерб.

Кроме того, в развитых странах природоохранная деятельность, а охотничье хозяйство является ее составной частью, большей частью освобождена от налогообложения или пользуется большими льготами (Польша, ФРГ, Франция, Австрия, США, Канада и др.).

Кабинету Министров Украины необходимо разработать ряд нормативно-правовых актов к "Земельному кодексу Украины", регламентирующих роль государства в урегулировании отношений между собственниками (пользователями) земли и охотниками. Государство должно ограничить в разумных пределах права собственников в интересах всего населения Украины, задач охраны природных ресурсов и животного мира в масштабах всего государства.

Предметом оценки угодий должна стать биологическая ценность данного участка, характеризующаяся наличием охотничьих видов животных и птицы. Плату за ресурсы следует обосновывать для каждого отдельного хозяйства с учетом рационального использования охотничьих животных, добываемых в процессе охоты.