header_logo

Содержание / 2002 / Оружие и охота №10


Аппаратура для фотоохотника

Школа охотника

Ружейный охотник подбирает свой арсенал в зависимости от вида дичи, на которую собирается охотиться, ведь согласитесь - бекасиную дробь из 32-го калибра кабан воспримет как неудачную шутку и, конечно же, никто не станет стрелять, скажем, белку пулей 12-го калибра. Фотоохотник также комплектует аппаратуру в зависимости от вида снимаемых животных, условий фотосъемки и… своих финансовых возможностей.В настоящее время у многих фотолюбителей еще остались "Киевы" и "Зениты" – простая, достаточно недорогая по тем еще временам и неприхотливая техника, к тому же к ним выпускались, да и сейчас еще выпускается большое количество сменных, сравнительно недорогих объективов.

Самая простая модель из "Зенитов" –"Е", но попробуйте ее нынче найти. Более поздние модели – 11, 12-СД, 12-ХД, 15 – на нее похожи, но имеют свои отличия.

Минимальная выдержка съемки у них 1/500, что иногда сужает возможности фотографа при съемке. У "Зенитов" же 18 и 19 минимальная выдержка – 1/1000, что позволяет снимать более динамичные сюжеты. Современные "Зениты": 122, 212, 312, 412 и другие – отвечают требованиям подготовленного любителя-фотографа.

Для съемки на природе используются объективы самых различных видов: от широкоугольных до длиннофокусных. Выбор объектива зависит от конкретных условий фотосъемки.

Что же и какими объективами следует снимать?

Широкоугольные объективы используются как для съемки пейзажей, так и для съемки мелких объектов: цветов, мелких животных, следов животных и т.п. К таким объективам относятся: "Мир-10А", с фокусным расстоянием 28 мм – минимальная дистанция до объекта съемки 20 см. "Мир-24М" – фокусное расстояние 35 мм, минимальная дистанция до объекта съемки 30 см.

Удобны для фотоохотника 50-мм объективы "МС-Индустар-61", "МС-Волна-9" с минимальной дистанцией съемки соответственно 30 и 24 см. Использование этих объективов позволяет снимать объекты живой и неживой природы в интересных, непривычных ракурсах.

Длиннофокусные объективы "Таир-11А" (фокусное расстояние 135 мм), "Юпитер-37А" (135) "Юпитер-21А" (200 мм) следует использовать при съемке не очень пугливых и ручных животных, а также в живых уголках и зоопарках.

"Оружие дальнего боя" – это длиннофокусные "ЗМ-6А" (фокусное расстояние 500 мм), "МС-ЗМ-5А" (500) и "МТО-11" (1000 мм). Они используются для съемки пугливых (диких) животных, предпочитающих при общении с человеком соблюдать дистанцию.

Отдельно необходимо упомянуть о фоторужье – комплекте фототехники, состоящем из объектива "Таир-ЗС" с фокусным расстоянием 300 мм и фотоаппарата (в зависимости от года выпуска фоторужья комплектовались самыми различными моделями). Все это устанавливается на ложе с плечевым упором. Фоторужьем удобно снимать животных в движении, что очень напоминает настоящую стрельбу, но требует известной сноровки, поскольку необходимо не только "выцелить" объект по полю кадра, взять упреждение с учетом скорости движения животного, но и успеть навести резкость.

К недостаткам фоторужья следует отнести слишком громкое срабатывание привода диафрагмы, что успевает испугать или насторожить животных до того, как сработает затвор.

Еще один, не менее популярный фотоаппарат –"Киев-19". Его ближайшие "родственники" – 17, 18 и 20 – имеют байонетное крепление объектива к корпусу камеры. Это позволяет более оперативно менять объективы во время съемки. Выбор объективов к "Киевам" достаточно широк – от широкоугольных "Мир-20Н" (фокусное расстояние 20мм), "Мир-24Н" (35) до длиннофокусных "Телеар-11" (200 мм), "Яшма" (300), а также "Гранит-11" – объектив с переменным фокусным расстоянием 80-200 мм. Также к "Киевам" подходят все объективы с никоновским байонетом, а использование переходного кольца КП-42/Н позволяет использовать все "зенитовские" объективы с резьбой М42 под крепление "Киева".

Для увеличения фокусного расстояния объектива используют конвертер, в результате чего возможно из "Таира" с фокусным расстоянием 300 мм получить объектив с фокусным расстоянием 600 мм. При этом следует учесть, что увеличивается и диафрагма объектива (в два раза – с 3,5 до 7).

"Киев" и "Зенит" позволяют получить прекрасные снимки. Однако необходимо помнить, что перед съемкой обязательно следует проверить качество работы вашего комплекта фотоаппаратуры. Качество объективов, равно как и аппаратов, может сильно варьироваться, и в необходимых случаях требуется соответствующая их настройка и доработка в фотомастерской.

Как принято говорить, фотографирует человек, а не фотоаппарат: можно работать с камерой стоимостью с хороший автомобиль и ничего хорошего не отснять. Этим и отличается фотоохотник-натуралист от прочих – у него "в крови" умение наблюдать и делать соответствующие выводы из увиденного. Фотоохотник должен обращать внимание на "мелочи": примятую травинку, сбитую росу на листке, крик соек, сорок...

Но аппаратура высокого класса расширяет возможности фотографа, позволяет снимать более оперативно и качественно. Признанными мировыми лидерами, выпускающими фототехнику, являются фирмы: "Nikоn", "Саnon", "Мinolta", "Аsahi Optical" (среди 35-мм камер). Каждая из этих фирм выпускает любительские и профессиональные камеры и объективы к ним, но есть фирмы, выпускающие сменные объективы и другие принадлежности, которые используются с камерами основных производителей фототехники. Как правило, они немного дешевле "родных", но охватывают всю линейку фокусных расстояний, от широкоугольных до "телевиков". И, поверьте, есть из чего выбирать: "Tamron", "Sigma", "Soligor" и др.

Выбор аппарата и комплектация его фотообъективами – дело вкуса и финансовых возможностей фотографа, но обязательно необходимо учесть, что при съемках на природе вам понадобится не просто аппарат, а комплект аппаратуры.

Я лично использую фототехнику фирмы "Minolta", поэтому на ее примере и попробую рассказать о наиболее оптимальном выборе оптики.

Для того, чтобы быть во всеоружии, лучше, если аппаратов (коробок) будет у вас два. При этом необходимо иметь при себе пленку разной чувствительности, для съемки в различных условиях освещения (на солнце, в тени, в пещерах), а не ходить и ждать, пока закончится уже вставленная фотопленка. Также, имея под руками два аппарата, вы сможете снимать практически одновременно и пейзаж и животных в движении. Кроме того, если в аппарате закончилась пленка, и вы не успеваете зарядить новую (каждый настоящий охотник знает цену секундам, решающим очень многое, практически все), у вас будет возможность продолжить съемку вторым аппаратом.

Но главное, от чего зависит качество фотографии, это, конечно же, объективы. На первых порах вам понадобятся два зум-объектива (с переменным фокусным расстоянием): один с диапазоном 28-80, другой – 75-300 мм.

Объективом с переменным фокусным расстоянием 28-80 мм можно снимать общие планы, пейзажи, деревья и растения, а также, используя режим макросъемки, – мелких животных, отдельные части растений и пр.

Объективом 75-300 мм следует снимать животных, находящихся на некотором удалении от фотографа. Оба объектива имеют обрезиненное кольцо изменения фокусного расстояния, что позволяет легко и быстро изменять границы кадра. Объективы с переменным фокусным расстоянием незаменимы в сложных условиях съемки, когда возможность движений фотографа ограничена, например, в горах, где, не сходя с места, но, используя зум-объективы, фотоохотник имеет возможность добиваться совершенно различных ракурсов.

Для управления освещением вам понадобится дополнительная вспышка. Вспышка, встроенная в аппарат, выручает во многих случаях, однако для съемки с "телевиком" объектов на большом расстоянии от фотоохотника необходима фотовспышка более мощная, дающая направленный световой поток, например, "Minolta 3500".

Для фотосъемки на длинных выдержках, а также при использовании тяжелых объективов понадобится штатив. Важно, чтобы он был устойчивым и легким (все это – аппаратуру, штатив, палатку и кучу всяких мелочей – вам придется носить на своих плечах). Хорошо если штатив можно быстро сложить и разложить, если он имеет регулируемую высоту установки фотоаппаратуры и позволяет быстро снимать камеру для съемки "с руки".

Еще вам понадобится кофр. Недопустимо носить аппаратуру в рюкзаке среди прочих вещей или в пластиковой авоське (и такое приходилось видеть!). В кофр укладываются камеры, объективы, вспышки, фотопленки, элементы питания, экраны для подсветки и все, что может понадобиться при съемке. Хороший кофр должен быть прочным, непромокаемым, обеспечивающим надежную защиту аппаратуры от ударов, пыли, влаги, перепадов температур, и в то же время предоставлять возможность быстро извлечь содержимое.

В кратком обзоре невозможно описать всю технику, которую вы могли бы использовать для фотосъемки природы. В общении с фотографами меня иногда поражает детский максимализм: "Вот, мой аппарат – это просто верх совершенства, эта фирма – просто супер!".

В жизни очень мало совершенных вещей. Иными словами, как и во всем, здесь есть свои "за" и "против". Например, есть охотники, которые любят стрелять из ружей с горизонтальным расположением стволов и не признают "вертикалок", и наоборот. Также и при выборе аппаратуры следует руководствоваться личным вкусом и возможностями, советами опытных товарищей, которым вы доверяете, исходить из того, что же вы будете конкретно снимать.

Когда, предположим, фотограф говорит, что для съемки пейзажей совершенно необходим быстрый автофокус – это звучит, по меньшей мере, странно. Неужели стог сена будет прыгать по полю, как заяц или варакушка среди ветвей. В данном случае необходим не столько быстрый, сколько точечный автофокус, иначе камера просто не "поймет", чего же вы от нее хотите, и будет "ловить резкость" веток, листьев. Пока же дело "дойдет" до птички, ее там уже не будет, даже не сомневайтесь.

А так, включил точечный автофокус – и, пожалуйста, резкость наводится по одной точке, а не по всему полю кадра.

Приобретая аппаратуру, следует учитывать, как уже было сказано, удобство ее использования при проведении разноплановых съемок. Не следует забывать и о возможности сервисного обслуживания, предоставляемого фирмой-изготовителем фотоаппаратуры в вашем городе или хотя бы стране.

...Весна, лето и осень – золотая пора для фотосъемки природы, разнообразие красок разбудит, что называется, и спящую душу.

Берите камеру, запасите побольше пленки и отправляйтесь на ближайшее болото, в лес, на речку.

Фотоохота хоть и является во многом делом случая, но удача приходит к тому, кто ее ищет...

Удачных вам фотовыстрелов!