Косули
Увы, в ноябре-декабре ценителям охоты не пришлось насладиться красотой природы, вкусив прелесть зимнего благолепия охоты по белой тропе. Снегом в прошлом году погода не баловала охотников. В закончившемся охотничьем сезоне не многим пришлось поохотиться по "белой тропе". Леса, поля и даже горы Украинских Карпат простояли без своего привычного снежного обрамления. Даже на Верховине ощущалась необычная пустота непокрытых снегом смерек, уходящих в небеса своими острыми зеленовато-синими верхушками.
Многие охотники считают, что охота на копытных по черной тропе, не так интересна и более сложная. Хотя именно в таких случаях опытные знатоки природы имеют шанс проявить свое мастерство- следопыта.
Основным объектом охоты на копытных в Украине является косуля и кабан. Косулю нельзя назвать стадным животным. Большую часть года косули держатся обособлено, а взрослые самки со своим приплодом. Косуля, в отличие от кабана – зверь оседлый, и привязана к весьма ограниченной территории. Поэтому опытные егеря в большинстве случаев могут заранее определить наличие зверя в окладе. Так, например, в 1994 году во время охоты в Карпатах, в Корчинском охотхозяйстве, егерь Зиновий Рунцив за шесть загонов ни разу не ошибся в перспективной оценке загона. Каждый раз он совершенно точно, перед тем как расставить номера, сообщал охотникам какой зверь пойдет на нас и сколько будет косуль. Когда в последнем загоне мы, наконец, добыли косулю, согласно лицензии, то долго рассуждали, как егерю удалось ни разу не ошибиться. Этот пример высокого мастерства запомнился мне на долгие годы. Конечно, такой феномен определяется не только высоким уровнем знаний своих угодий, но и мастерством следопыта и даже, не побоюсь этого слова – врожденной и выработанной практикой интуицией.
В школе нас учили, что: "человек хозяин природы". Думаю, что это абсолютно не так! Мы всего лишь частица Природы. Ее составной, равноценный элемент. А развитый интеллект, всего лишь обязывает нас к неуклонному соблюдению правила: "Перед тем как взять у природы – отдай, умножи, сохрани и да вернется тебе сторицей". На этом, собственно, и строились охотничьи традиции наших предков. Для того, чтобы стать хорошим охотником, надо знать природу и уметь ее слышать.
У каждого настоящего мужчины, "в крови" страсть к охоте. Ведь недаром говорится в старой поговорке, что "Охота пуще неволи". Это не просто увлечение вроде собирания марок, это страсть идущая из глубины души. И причиной этому вовсе не жажда крови, как говорят ультраэмансипированные американки, бодро обливающие краской своих подруг, выезжающих "в свет" в дорогих меховых манто. В охоте, как в особом процессе, заложен прежде всего постулат общения с Природой. Что самое главное для охотника: умение метко стрелять, хорошо маскироваться или быть хорошим следопытом? По-моему, это, прежде всего умение слушать и созерцать. Здесь некоторые читатели могут меня упрекнуть, дескать, ударился в философию. Но ведь в охоте тоже есть своя философия.
Окунуться с головой в гармонию окружающей Природы, независимо от того с ружьем ли мы в лесу, с удочкой – на берегу реки или с холщевой сумой собираем лекарственные травы..., уже само по себе есть великое умение человека, сохраняя древние корни культуры наших предков, оживить в себе те тонкие струны души, без которых мы перестаем быть Людьми.
Секрет карпатского егеря я разгодал только спустя полгода, когда приехал к нему, собирать травы. Рано утром мы вышли из села Крушельница, расположенного на берегу горной речки. Солнце только начинало освещать вершины елей. Перейдя речку по шаткому мостику, мы, ощущая дивный запах горного разнотравья, не спеша, поднимались по тропе к старому лесу. Егерь Зиновий рассказывал мне о лесных травах, про птиц и зверей. Он действительно знал каждый уголок "своего" леса. И с горами, и лесом этот человек пребывал в неразрывной взаимосвязи. Стол со скамейкой для отдыха или наблюдательная вышка – все, сделанное его руками,– было гармонично просто и красиво. Вернулись домой мы, когда уже солнце опускалось за горы. В загоне, рядом с сараем, я увидел маленькую косулю.
– Браконьєри матку забили, а малого я знайшов та забрав. Нехай підросте трохи. По весні випущу до лісу,– говорил Зиновий, поглаживая доверчиво прильнувшего к нему косуленка.
Тогда я понял секрет егеря. Секрет назывался: "Любовь к Природе". И как мне в этот момент захотелось, чтобы все люди ощутили дыхание ветра, услышали песню реки и возлюбили свою землю, которая дала нам жизнь, которая кормит нас и, как родная мать, не жалеет ничего для своих детей.
Одинец
Я держу в руках книгу Л. Сабанеева "Календарь природы". В который раз перечитывая этот уникальный по своей сути бестселлер, я часто задумываюсь о том, как многое изменилось за 125 лет, прошедших со времени первого издания этой книги. Специфику изменений современной охоты определило внедрение в практику новых типов порохов, применение более совершенных ружей… Однако, листая эти старые страницы, ощущаешь то ностальгическое, навсегда ушедшее чувство, которое испытывали наши предки, истинные ценители охоты.
Бывалые охотники знают: ничто не может сравниться с охотой на кабана, особенно если ты знаешь, что в загоне взрослый самец. Несмотря на современные мощные ружья и особые пули, кабана "взять" не так-то просто. "При обходе кабанов следует быть еще более осторожным, чем при обходе лося. Круг необходимо делать еще больше ибо кабаны чутки и в высшей степени осторожны…. Обход следует тщательно проверять и торопиться с устройством облавы… Фланговых цепей не ставят, они были бы бесполезны: раз почуяв опасность, кабаны прорвутся, цепь их не сдержит… Обыкновенно кабаны идут прямо от кричан, но старые одинцы зачастую бросаются в сторону…" (Л. Сабанеев)
Во время охоты на кабана в 1995 году, в Карпатах, егерь Зиновий Рунцив предупредил нас, что в загоне выйдет "одинец". Зная, что "кабан очень крепок на рану, особенно осенью, когда у него под кожей образуется так называемый… калкан, вроде хряща, переходящий позднее в более или менее толстый слой жира" (Л. Сабанеев), он поставил на фланг, у ручья, который протекал среди склонов двух гор, хорошего стрелка с ижевской "вертикалкой". Номера были расставлены вдоль горного хребта, загонщики же пошли от левого склона, к ручью.
Загон прошел без единого выстрела и, когда все участники охоты собрались на фланге, как условились, то обнаружили последний фланговый номер в метрах 15-20 от положенного места. Охотник почему-то топтался в кустах среди высоких деревьев. Я посмотрел на место, где он должен был стоять, и увидел ряд необычайно больших кабаньих следов. Судя по расстоянию между отпечатками, кабан шел не быстро. Я вопросительно посмотрел на егеря, на что тот ответил:
– Як би ти побачив цього дика, може й ти би тікав в ті ж кущі.
И я подумал, что пусть мы и не взяли кабана, но может именно в этом и есть величие Природы.
Позднее, Зиновий, дед которого служил егерем еще при австрийцах, рассказывал про старую панскую охоту на кабана с собаками. Аналогичное описание есть и у Л. Сабанеева: "Охота с собаками на кабана может быть двоякая: ежели собаки гоняют, но не останавливают зверя, как обыкновенные гончие, то они употребляются при облавах совместно с загонщиками; собак пускают в остров, предварительно наведя их на кабаний след. Гораздо интереснее охота с собаками без загонщиков. Найдя свежий кабаний след, пускают собак; охотники следуют за ними, пока они, не нагнав кабана, не остановят его. Ежели собаки хорошо притравлены, то они скоро осадят самого большого одинца. Хватая его за уши, задние ноги и зад, они не дают ему возможности двигаться с места, и охотник может заколоть его или, подойдя на близкое расстояние, пристрелить, что обыкновенно и бывает. …На кабаньей охоте кинжал необходим, но обыкновенные охотничьи ножи коротки. Часто приходится колоть кабана спереди, направляя удар в левую сторону груди, так, чтобы клинок вошел приблизительно параллельно левой лопатке и вышел бы у крайних ребер. Поэтому необходимо, чтобы клинок был длиной 9-10 вершков. Кинжал должен иметь глубокие долы, способствующие проникновению в рану воздуха. Клинок с несколько закругленным концом удобнее тем, что при ударе в ребро не вонзается в последнее, а только скользнет по нему".
Да! Время неумолимо движется вперед. Меняются методы охоты, меняется природа. Только так хочется, чтобы наши дети могли увидеть в лесу косулю или большого лося, мирно пасущегося среди несрубленных деревьев-великанов!