нижение веса во все времена было весьма актуальным требованием к охотничьему оружию. Особенно это стало актуально в наши дни. Рынок требует легкого ружья! Тем не менее, законы физики неподвластны законам рынка, и если охотник непременно желает стрелять много и обязательно мощными зарядами, увеличения общей массы оружия не избежать.
Тем не менее, существует ряд технических ухищрений, позволяющих снизить отдачу и подброс ствола при выстреле: дульный тормоз-компенсатор, различные противооткатные устройства, основанные на замедлении и перераспределении энергии отдачи, и, наконец, амортизирующие затыльники приклада. Тем не менее, у всех этих систем есть ряд существенных недостатков – они либо недостаточно эффективны, либо ухудшают общую сбалансированность оружия или увеличивают его массу, а иногда и то, и другое одновременно.
Из-за всего этого раньше считалось, что уменьшение массы оружия и снижение отдачи – вещи несовместимые. И действительно, теоретически направления движения снаряда и оружия при выстреле должны быть зеркальным отражением друг друга, поэтому возможности для вмешательства в эту простую систему с целью решения проблемы весьма и весьма ограничены. (Говоря языком физики, "Действия двух материальных точек друг на друга численно равны и направлены в противоположные стороны" – хорошо знакомый многим третий закон Ньютона.)
Помимо применения упомянутых выше систем снижения отдачи, существовала еще возможность поработать с формой и размерами запирающего механизма или установить какую-либо конструкцию, поглощающую энергию отдачи при выстреле, но конечный результат всех этих попыток всегда был весьма скромен… до тех пор, пока за дело не взялись инженеры фирмы Benelli.
Благодаря качеству продукции, нетрадиционному подходу и смелому использованию инновационных технических решений, фирма Benelli широко известна как мировой лидер по производству самозарядного охотничьего оружия.
Внедрив свои ноу-хау, фирма Benelli – снова первая в мире – разработала систему снижения отдачи, которая не требует увеличения массы ружья и не влияет на общую его сбалансированность. Эта система не требует высверливать в дульной части ствола компенсационные отверстия и при этом позволяет произвести выстрел как никогда раньше комфортно и легко. Даже если подразумевается выстрел патроном класса "супермагнум". При этом масса ружья 12-го калибра составляет всего 3 кг!
Система Comfort – так назвала свою новаторскую разработку фирма Benelli Armi, – была специально разработана под использование патронов класса "магнум" и "супермагнум", и изначально предназначалась для североамериканского рынка, где ей сопутствовал успех. С самого начала система Comfort проявила себя настолько эффективной, что фирмой Benelli было принято решение использовать ее в новом ружье, предназначенном уже для европейского рынка, с таким же названием – Comfort. Ружье дебютировало на последней выставке IWA в Нюрнберге. Отдача и подбрасывание ствола у этого ружья настолько несущественны, что мало кто в это верит, пока не испытает сам.
Но в чем же секрет модели Comfort? "Главного глазами не увидишь", – как говорил Антуан де Сент-Экзюпери.
Система Comfort разработана и запатентована фирмой Benelli и гарантирует существенные улучшения восприятия отдачи при производстве выстрела. По сути, исходной точкой для создания системы стала уже хорошо отработанная технология затвора с так называемым инерционным телом, традиционная для всех ружей Benelli. Ствольная коробка ружья изготовлена из легкосплавного материала. Ствол – кованый с хромированным каналом. Затвор – также с хромовым напылением.
Усилия инженеров-конструкторов были направлены на перераспределение веса, достижение оптимальной сбалансированности оружия и снижение отдачи.
Полномасштабные сравнительные испытания показали значительное снижение пикового значения импульса отдачи по сравнению с любыми аналогичными моделями ружей, причем вне зависимости от того, насколько мощные патроны использовались при стрельбе. Для получения такого результата инженерам и техникам Benelli пришлось серьезно поэкспериментировать с целым рядом факторов, включая форму приклада, очертания гребня приклада и затыльника-амортизатора, а также внедрить новые материалы.
Приклад модели Comfort выполнен из технополимеров, и первое, что привлекает к нему взгляд – это наличие с обеих его сторон бумерангообразных вставок, предназначенных для придания ему, так сказать, большей "степени свободы" при перемещении под действием отдачи. На практике же приклад поглощает значительную часть энергии отдачи, тем самым существенно снижая удар в плечо стрелка. Казалось бы, такая "находка" просто-таки лежала на поверхности, однако эта кажущаяся простота – результат кропотливой работы с формой и материалами, объединение усилий сложнейших вычислительных компьютерных программ, выполняющих математическое моделирование элементов конструкции с учетом практических результатов эмпирических тестов.
Естественно, создание революционного по своей функциональности приклада не обошлось без значительных вмешательств в конструкцию шейки. Среди них – повышение эргономических показателей – оружие стало гораздо удобнее удерживать и легче контролировать.
Одна из главных особенностей шейки – концептуально новое сеточное ("шахматное") рифление, позволившее естественной вентиляции проникать под руку стрелка в рифленые пазы сетки. Таким образом, достигается надежный хват в любых условиях эксплуатации, как голой рукой, так и в перчатке. Такая же рифленая сетка, получившая название Air Touch (что в дословном переводе означает "прикосновение воздуха"), выполнена и на цевье.
Как на цевье, так и на приклад ружья нанесено покрытие Comfort Touch, при помощи которого достигается не только эстетический, но и тактильный эффект. Такая поверхность весьма приятна на ощупь, что является достойным завершающим штрихом к самому эргономичному в мире прикладу.
Приклад и гелевые вставки на нем разрабатывались как части одного целого. Результатом стала повышенная эргономичность всей конструкции. В частности, анатомические очертания создают максимальную площадь поверхности, контактирующей с плечом и щекой стрелка, что позволяет увеличить площадь соприкосновения, поглощая тем самым удар, возникающий вследствие движения эт