В 1946 году французский знаток собак Поль Менин в своей книге "Наши собаки" писал: "Бретонский эпаньоль производит впечатление очень компактной собаки, а его короткий хвост еще больше усиливает это впечатление. Он грациозен и, судя по выражению морды, умен. Это страстный охотник, неутомимый труженик, с мощными и уверенными движениями, долгое время может идти на быстром галопе, не сбавляя темпа даже на самой продолжительной охоте. Крепкое телосложение и хорошо развитая мускулатура позволяет эпаньолю без устали работать в любых условиях. Охотнику достаточно одного правильно воспитанного бретонского эпаньоля, для отличной продуктивной охоты. Это превосходная легавая обладает продуктивным быстрым поиском на легком галопе и безупречной твердой стойкой, умеет отыскивать отстрелянную дичь или подранка и подносить ее охотнику, (даже лисицу, зайца). На равнинах французской провинции Бос с бретонским эпаньолем охотятся на куропатку, в рощах Нормандии – на фазана и кролика. Широко применяют "бретонца" любители охоты с легавой в странах Южной Европы и Северной Америки, а в Дании его способности характеризуют как "минимум роста и максимум качеств".
Эпаньоль делает стойку также по зайцу, поднимает его и преследует до тех пор, пока не выгонит из зарослей под выстрел. Острое обаяние и выносливость в любых условиях и на любую дичь, включая вальдшнепов и бекасов: в лесу, на болоте, в колючих зарослях. В горах и холмистой местности эта небольшая темпераментная легавая после длительной охоты все же устает быстрее рослых пород из-за своего темперамента. Не стоит также увлекаться охотой с эпаньолем в очень жаркую погоду, так как эта активная собака может перегреться и быстро потерять свой темперамент.
На крупных полевых испытаниях бретонские эпаньоли показывают стабильные высокие и, что очень важно, ровные результаты, чем выгодно отличается от некоторых пород легавых".
До 2002 года бретонский эпаньоль оставался практически не известен нашим охотникам. В Украине были зарегистрированы всего лишь две собаки этой породы. Одну из них – суку по кличке Лира – подарили председателю Киевского областного совета УООР Щегельскому В. Т.
Автор этих строк впервые увидел Лиру на охоте по серой куропатке. Было ей тогда четыре года и выполняла она команды, подаваемые только на итальянском языке. Я был поражен ее превосходным чутьем и широким энергичным поиском. Лира всегда работает в полном контакте с охотником. Известно, серые куропатки чаще всего держатся вблизи полей, на которых кормятся осыпавшимися зернами хлебных злаков: овса, ячменя, проса, кукурузы. Эти птицы обычно собираются табунами, не подпускают охотника на выстрел и спасаются от него бегством. Поднявшиеся птицы летят весьма компактной стаей, а отлетев сравнительно недалеко, садятся и затаиваются среди густой растительности. Удачно выставить куропатку под выстрел удается не каждой подружейной собаке.
Лира очень хорошо справлялась со своими обязанностями, и на первом же поле нам удалось добыть из-под нее восемь куропаток. В отличие от некоторых других легавых эпаньоль обязательно ложится во время подъема птицы, а после выстрела быстро находит и подает трофей.
Замечательные результаты лира показала, работая по перепелу, оставив далеко позади участвующих в охоте пойнтера и сеттера. С этими английскими легавыми охотились на соседнем поле наши гости, приехавшие из Италии, причем их сеттер оказался весьма опытным помощником, недавно занявшим второе место на полевых испытаниях. Итальянские охотники, а их было трое, пускали собак поочередно, давая тем самым кратковременный отдых каждой из них.
Гости оказались меткими стрелками, хотя иногда случалось им и промахнуться. Промахи, конечно же, не минули и нас. Но мы охотились вдвоем, и у нас была одна собака – Лира, работавшая без замены, а результаты по качеству трофеев оказались приблизительно одинаковыми. Можно сказать: Лира по результативности поиска существенно опережала обоих английских легавых. Причиной тому – скорость поиска Лиры, существенно превосходившая темп работы сеттера и пойнтера.
Так что бретонский эпаньоль больше всего подходит для активного охотника. Недаром говорят: "Волка ноги кормят", поэтому, охотясь с Лирой, необходимо передвигаться быстро. Собака эта готова охотиться каждый день. Дома она не может усидеть на месте, но всегда слушается хозяина и всех членов его семьи. На улице лира развлекается – делает стойки на голубей, воробьев, лукаво поглядывая при этом на хозяина: "Это я не всерьез, просто от скуки". Дома она дружит со стареньким Иржиком – длинношерстной таксой.
На охоте Лира способна принимать вполне самостоятельные решения. Однажды во время охоты на вальдшнепов подбитая птица исчезла среди обломков, оставшихся от старой наблюдательной вышки. Лира попыталась напрямик пробраться к добыче, но ее не пустили крепкие колючие стебли, опутавшие полусгнившие доски. Немного помедлив и, как нам показалось, посоображав, она обежала завал, добралась до сбитого вальдшнепа и принесла его хозяину.
В прошлом же году нам, можно сказать, еще больше повезло. Мы собрались ехать на пролетного вальдшнепа в Крым. Попутчиком нашим стал гость из Италии Клаудио со своим сеттером, которого звали Бенни. Наши четвероногие помощники: Лира и ее девятимесячная дочка Бетта. (Бетту уже в пятимесячном возрасте натаскивали по перелету и бекасу в паре с опытной Лирой).
Дорога предстояла не близкая, и готовились мы к путешествию основательно. Во время поездки Клаудио много рассказывал об охоте в Италии, о натаске охотничьих собак и полевых испытаниях по различной дичи, расхваливал рабочие качества своего сеттера.
По дороге мы останавливались, обычно, вблизи водоемов, чтобы прогулять собак да и самим размяться и перекусить. Собаки носились вдоль берега, делали стойки на жаворонков и прочих певчих птичек, а иногда и на болотных курочек, если таковые попадались в прибрежной осоке. Сеттер сначала с важным видом прогуливался среди "дам-бретонов", но молодая темпераментная Бетта быстро "заводила" его, и они начинали просто беситься. Часто делали остановки мы и в особо живописных местах, и наш итальянский гость много фотографировал.
Прибыв на место, мы решили отоспаться, отдохнуть, осмотреться. Окружающий ландшафт и погода обещали отличную охоту. И вот мы в угодьях. Егерь показывает рукой направление поиска – вдоль оврага. Но вот незадача: склоны оврагов – сплошные заросли акации, терновника, чертополоха.
Охотникам предстояло пробираться по этим склонам, собакам же – работать на дне оврага, в самой чаще. Пришлось нам переодеваться, а собак "вооружать" приборами "Бипер", подающими звуковые сигналы, в тот момент, когда невидимый охотниками четвероногий помощник замрет в стойке.
Наконец, натянув на себя брезентовые куртки, мы вместе с собаками "ринулись в бой". Прошли буквально считанные минуты до того, как раздался сигнал.
Хозяин Лиры подает команду: "Вперед!" и взлетает пара вальдшнепов. После дуплета обе птицы падают. По команде "апорт" Лира и Бетта бросаются в заросли и вскоре появляются – каждая с трофеем. Почин есть!
До одиннадцати часов благодаря стараниям двух наших "бретонов" и отличной работе сеттера Бенни мы добыли семь вальдшнепов и получили массу положительных эмоций от работы в каторжных, можно сказать, условиях наших питомцев. Случались, конечно, и промахи из-за спешки и от досады швыряли мы собственные шляпы на землю, но это действительно была настоящая охота с подружейными собаками.
К обеду и мы, и собаки, здорово устали, но добыча того стоила – одиннадцать вальдшнепов за столь короткий срок. Так что первый день, по нашему мнению, прошел удачно. А впереди нас ожидали новые увлекательные и не менее удачные охоты с нашими верными помощниками.
На сегодняшний день в Украине насчитывается более десятка бретонских эпаньолей. Полагаю, любители охоты с легавой достостойно оценят эту новую для нас породу. Кстати, еще одно преимущество "бретона" – отличная, бесконфликтная работа в паре с собаками иных пород.