Экономический аспект охоты
В период с XVI по XVIII век европейские аристократы, дворяне, имевшие высокие титулы, устраивали охоты, поражающие своей масштабностью. Для подготовки и проведения таких охот привлекалось большое число обслуживающего персонала. В лесах строились многокилометровые коридоры из натянутых сетей или полотна, по которым многочисленные загонщики сгоняли дичь в одно место перед началом охоты. Во время охоты многочисленные егеря и профессиональные охотники, персонал ответственный за лесные угодья синьории, прилагали все усилия к тому, чтобы грандиозное действо протекало по заранее условленному сценарию.
После окончания таких охот, проводимых в частных охотничьих угодьях, многочисленная добытая дичь могла стать, и становилась, одной из статей дохода владельца леса. Мясо дичи среди людей той эпохи предпочиталось мясу домашнего скота. Это было связано с существовавшей с давних пор верой в то, что жизненная сила и сообразительность животного, позволяющие ему прекрасно существовать в диких лесах, переходят на человека, если он употребляет в пищу дичь. Поэтому туши животных и их шкуры после охоты тщательно сортировались и после обработки, поступали на городские рынки в качестве товара. Здесь в свежезасоленном или копченом виде мясо дичи продавалось всем, кто мог позволить себе эту роскошь. (Подавляющее большинство горожан и крестьян жили в то время на грани нищеты). И, конечно же, во время пиров в замках знатных дворян столы буквально ломились от обилия разнообразно приготовленной дичи. Так, во время одного свадебного пира в 1594 году на стол было подано: 3 зубра, 10 благородных оленей, 36 кабанов, 29 годовалых подсвинков, 2 медведя, 48 косуль, 272 зайца, 5 лебедей, 123 глухаря, 279 тетеревов, 433 рябчика, 47 куропаток, 413 диких уток и т. д.
Экономические интересы, которые все более ощутимо начинали влиять на конечные цели проводимых в то время охот, привели к еще большему ужесточению законов против браконьерства. Но в то же время стали интенсивно применяться законы, направленные на сохранение поголовья дичи в лесах. Еще в средние века вводились определенные правила, ограничивающие сроки охот и охранявшие молодняк. Но тогда введение их было скорее вопросом этики и религиозных доктрин. (Человек и дикие животные являлись творением бога и в этом отношении стояли на уровне определявшим взаимоуважение). В XVI-XVIII веках законы об охране леса, ограничениях срока охоты и т.п. разрабатываются и вступают в силу по причине экономической заинтересованности хозяев угодий (королей и вышей знати). Религиозные доводы и иные соображения, кроме реальной прибыли, приносимой неоскудевающим поголовьем дичи в лесах, отбрасываются. Наступила новая эпоха в истории человечества. Отныне практическая целесообразность и прибыль в основных сферах деятельности человека становятся движущей силой прогресса.
Клинковое охотничье оружие в XVI – XVIII веках
Экономические "рычаги" содействовали строгой организации всех аспектов деятельности человека, связанных с проведением охоты. Появилась потребность в новых, более эффективных средствах ее проведения.
Прежде всего это отразилось на разнообразии оружия, начавшего изготовляться специально для охоты. В ранние времена охота воспринималась, как поединок человека со зверем и, следовательно, в этом случае вполне уместно было боевое оружие. В XVI веке появилось специальное – охотничье оружие. Более того, среди оружия для охоты намечается все более явная специализация.
Самое древнее оружие, применявшееся для охоты и боя – копье. Начиная с XVI века появляются специальные охотничьи (нем. Jagdspiese) копья. Они более легкие или наоборот, массивнее боевых копий. В зависимости от того, для охоты на какую дичь они применялись, их наконечники имели различную конструкцию.
Для охоты на оленя или косулю использовались копья с тонким и узким наконечником, имевшим для прочности с обеих сторон выступающие над плоскостью клинка граненые ребра жесткости.
Для охоты на медведей и кабанов применялись рогатины – массивные копья с прочными широкими листообразными наконечниками, имевшими на втулке поперечину, препятствующую дальнейшему насаживанию на древко раненого зверя, стремившегося достать охотника когтями и клыками. На втулке наконечника копья укреплялась бахрома из нитей, чаще всего красного цвета. Она впитывала кровь, которая в ином случае стекала бы на древко и делала его скользким для рук.
Древко (ротовище) рогатины стремились изготовить очень прочным и для этого усиливали его металлическими полосами-накладками (пожилинами). Часто древко таких копий дополнительно обматывалось кожаными ремешками, прибиваемыми к древесине гвоздями. Такая конструкц