Сегодня на соревнованиях, которые проводятся в рамках Международного стрелкового союза (МСС), крупнокалиберные винтовки участвуют только в одном виде программы – при стрельбе из трех положений на дистанцию 300 м. Стрельбу по мишени "Бегущий кабан" обычно проводили из крупнокалиберного оружия, однако сейчас для этого используют исключительно винтовку калибра 5,6 мм или пневматическое оружие.
Из "крупного калибра" больше не стреляют и на Олимпиаде. Еще недавно биатлон считался "крупнокалиберным" видом спорта, а ныне биатлонисты стреляют только из винтовок калибра 5,6 мм. МСС хотел бы вообще запретить использование крупнокалиберного оружия на соревнованиях, а затем и вовсе вытеснить огнестрельное оружие в угоду пневматическому. Как объясняют в ММС, это связано, якобы, с повышением безопасности при проведении соревнований. Однако такой подход абсолютно надуман. В истории стрелкового спорта нет сколько-нибудь "катастрофических" происшествий, связанных с применением крупнокалиберного оружия. Жаль, что прикладная значимость этого вида соревнований теряется. Ведь в авиационном спорте никому в голову не придет при установлении абсолютных показаний, то есть рекордов, запретить использование только винтомоторных установок. Но факт сегодня остается фактом. А мы бы хотели сделать небольшой экскурс в историю.
Еще 100 лет назад все дальнобойные винтовки подразделялись на две группы:
– для стрельбы на дистанцию 300 м;
– для стрельбы на дистанции до 1000 м включительно
Для винтовок первой группы в Европе чаще всего применяли патрон центрального огня калибра 8,1х48 мм (немецкий патрон), патрон калибра 7,62 "Шервуд" (английский), либо один из американских патронов калибров 32-20, 32-40 или 38-55. В Америке преимущественно использовали патроны 32х40 или 38х55.
Указанные патроны снаряжали дымным порохом и свинцовой пулей, или бездымным и пулей в твердой оболочке. Кроме уже названных, применяли также патрон "Курц", выпущенный фирмой "Маузер", т.е. короткий, с уменьшенным зарядом, гильзой типа "Маузер" без закраины, шляпка и капсюль которого были без изменений, а корпус гильзы — укороченный. Калибры — 7,9, 7 и 6,5 мм. Патроны типа "Курц" отличались высокой кучностью боя. Они не уступали, а нередко даже превосходили в этом отношении нормальные длинные патроны аналогичного калибра. Патроны "Маузер" отличало высокое качество, но несмотря на это они были довольно недороги. Стрелок вполне мог снаряжать их самостоятельно.
Многие из названных патронов с успехом использовали на охоте, а к некоторым из них выпускали экспансивные полуоболочечные пули охотничьего типа и т.п. Таким образом, сохранилась связь целевого патрона с охотничьим.
По конструкции и наружной отделке винтовки первой группы значительно отличались от второй, более дальнобойной группы. Остановимся на нескольких системах и образцах винтовок первой группы, как наиболее распространенных в Европе в начале ХХ столетия. Они были выполнены под очень популярный в то время патрон центрального огня 8,15х46 мм. Первое число обозначает диаметр пули, второе — длину гильзы. Заряд дымного пороха – 2,5 г, или специального "Ротвель" — 1,85 г. Затвор винтовки представляет собой несколько переделанную систему Мартини, которую усовершенствовал немецкий оружейник Кэсслер. Он убрал более легкую ствольную коробку, упростил механизм и облегчил его разборку. Спусковой механизм устроил со шнеллером, сделав его незаменимым для выполнения точной стрельбы.
Устройство отличает плоская ствольная коробка, врезанная в цевье ложи. В системах Мартини ствольная коробка обычно разделяет ложу на две отдельные части: приклад и цевье. У Кэсслера ствольная коробка закрыта по бокам деревом ложи, что придает винтовке более изысканный вид и облегчает уход за ней даже в холодное время года. Приклад выполнен с подщечником, цевье — короткое. На хвосте ствольной коробки расположено массивное основание для диоптрического прицела. На казенной части ствола есть подъемный швейцарский прицел, который можно передвигать по планке ствола вперед-назад, устанавливая ближе–дальше от глаза, в зависимости от особенностей зрения самого стрелка. Эта планка составляет единое целое со стволом, граненным снаружи, длина которого составляет 735 мм.
Винтовка Таннера с вертикально-скользящим затвором изготовлена под патрон центрального воспламенения 8,15х46 мм. Спусковая личинка с механизмом легко отделяется от ложи. Спуск со шнеллером, приклад — специально-целевого типа. Масса винтовки — 4,6 кг.
Затвор — вертикально скользящий. Общий вид винтовки и спусковой механизм со шнеллером показаны на рисунке. Весь спусковой механизм легко отнимается от ложи. Кроме того, есть сменные стволы с 2–8 нарезами.
Калибр и тип патронов, используемых в системе Аайдт, тот же, что и в образцах винтовок под патрон 8,15х46 мм. Затвор — вертикально-скользящий. Слева ствольной коробки расположены два хвоста осей, повернув и вынув которые можно легко разобрать затвор. Спусковой механизм легко отделяется от ложи целевого образца, с расположенными на ней диоптром и швейцарским прицелом.
Винтовка Аайдт считалась в свое время наиболее совершенной и пользовалась большой популярностью среди стрелков.
Кроме описанных выше образцов, широкое распространение получили и другие системы и образцы, например, системы Мартини-Шталь, Кейлфа, Фрона (образца 1906 г.), Аайдт-Нейман, Маузер, Стивенс (модель "Идеал"), Росса, Сэвэджа и многие другие.
Все целевые винтовки калибра 8,15х46 мм обычно пристреливались на дистанции 175 и 300 метров.
В период между двумя мировыми войнами на стрельбищах мира превалировали не специально изготовленные винтовки, а оружие, которое было сделано на базе армейских магазинных винтовок. В СССР таковыми являлись винтовка Мосина образца 1891 г. и образца 1891/30 г.
К началу второй мировой войны спортивное оружие достигло высокого технического уровня. Винтовки, как губки, вбирали в себя все технические и технологические новшества оружейного дела. Стрелковый спорт во всех развитых странах мира поднялся на довольно высокий уровень. Важность культивирования этого вида спорта в довоенном СССР подтвердилась лишь в сражениях Великой Отечественной войны. Возникшее уже в первые месяцы снайперское движение и его дальнейшее расширение на всех фронтах позволило многим советским спортсменам, надевшим солдатскую шинель, внести свой вклад в победу над противником. За успешные боевые действия на фронте и в тылу врага тысячи из них были награждены орденами и медалями, а некоторые удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них Ф.А. Смолячков, В.Н. Пчелинцев, Ф.Т. Дьяченко, Ф.Я. Рубахо, Л.М. Павличенко, А.К. Молдагулова и многие другие. Советские воины, взявшие в руки снайперские винтовки, с максимальной эффективностью использовали свое грозное оружие. На счету снайпера старшины Николая Ильина 494 немецких солдата и офицера. А вот из немецких снайперов особо следует отметить Маттиаса Хейтценауэра. Только в 1944 году он убил 345 наших военнослужащих.
В послевоенные годы резко возрос интерес к классическим стрельбам из армейской и произвольной винтовки на дистанцию 300 метров. Упражнения с ними чаще стали включать в программу всесоюзных стрелковых соревнований. Видную роль в пропаганде этого вида спортивной стрельбы сыграли спортсмены Эстонии, накопившие к тому времени уже достаточный опыт стрельбы из 7,62 мм произвольных винтовок. Для выполнения упражнения "стандарт" на дистанцию 300 метров по мишени № 3 была выпущена произвольная винтовка МЦ-13.
Она отличалась превосходными баллистическими свойствами. В 1952 г. на Xv Олимпийских играх в Хельсинки МЦ-13 обеспечила А. Богданову звание олимпийского чемпиона и золотую медаль. Стреляя на дистанцию 300 метров из трех положений – лежа, стоя и с колена – спортсмен выбил 1123 очка из 1200 возможных и установил первый в СССР олимпийский рекорд в этом виде спорта. Своим созданием МЦ-13 была обязана совместному творчеству инженеров и техников Центрального конструкторского бюро, куда после слияния со Школой оружейного мастерства пришли новые конструкторы-оружейники. Под руководством выдающегося изобретателя спортивно-стрелкового оружия Ивана Михайловича Михалева трудились А.П. Глинских, В.А. Казанских, Т.И. Лашнев, К.И. Шехватов, М.И. Скворцов, Д.И. Щербаков, В.Л. Чернопятов, С.С. Феропонтов и др. Их труд по достоинству оценили в нашей стране и за рубежом. Произвольная винтовка МЦ-13 — детище отечественных мастеров-оружейников — в 1964 г. на Международной выставке в Лейпциге была удостоена золотой медали. Кроме этой винтовки, на "вооружении" спортсменов СССР были также и произвольные винтовки "Тайфун-1", МЦ-13-2, "Зенит-3" и другие стандартные образцы: АВЛ, АВ, БИ-7,62, образца 1891/30 гг. Одной из лучших произвольных винтовок в бывшем Союзе считалась ТОЗ-62. Сегодня за рубежом практически все ведущие оружейные фирмы мира изготавливают произвольные винтовки (некоторые из них представлены на цветной вкладке). Захватывающим, зрелищным был такой вид спортивной стрельбы как стрельба по мишени "Бегущий олень". Особенно активно он стал развиваться после второй мировой войны. Стрельба по быстро движущейся мишени "Бегущий олень" требовала от стрелка точного глазомера, быстрой реакции, большой силы воли и хороших физических данных. Винтовка, из которой стреляет спортсмен, должна быть многозарядной, с механизмом перезаражания, обеспечивающим ведение огня двойными выстрелами (дуплетом). Так как при выстреле отдача в плечо стрелка довольно значительна, поэтому использовали специально изготовленные 7,62 мм патроны с облегченной пулей. Одной из первых, предназначенных для стрельбы по быстродвижущимся целям, была винтовка МЦ-16.
Конструкторы оставили без изменений магазинную винтовку Росса, рассчитанную на 5 патронов, с продольно-скользящим затвором без поворота при запирании. Коренной переделке был подвергнут лишь ствол. По сравнению со стволом винтовки Росса, он значительно "поправился" за счет утолщения стенок ствола. Внутреннюю поверхность ствола выполняли с высокой точностью и отделкой, а на наружной сделали несколько продольных желобков для улучшения охлаждения во время частой стрельбы. Длина МЦ-16 достигала 1260 мм, а масса – 5,5 кг. В 1962 г. для этих же целей сконструировали уже более совершенную модель МЦ-80.
Упражнение "Бегущий олень", во время выполнения которого мишень, изображающая оленя, проходит от укрытия до укрытия расстояние в 23 метра всего за 4 секунды, требует от спортсмена умения быстро перезаряжать свое оружие и прицеливаться. Поэтому на таких винтовках специально устанавливали затвор продольно-скользящего типа без поворота, тем самым обеспечивая возможность перезарядки без отрыва от плеча. Хорошо натренированный спортсмен за 4 секунды способен выпустить по "бегущей" мишени две пули. Одной из самых современных спортивных систем, предназначавшихся для стрельбы по мишени "Бегущий олень", справедливо считалась винтовка "Восток" МБО-1м.
Ее калибр 5,6 мм (патрон 5,6х39). Пуля оболочечная, затвор также продольно-скользящий с двумя боевыми упорами, обеспечивающими высокую надежность запирания. Оригинально сконструированный спусковой механизм допускает регулировку хода спускового крючка. Ложа со щекой и высоким гребнем на прикладе, низко расположенным затыльником, шейкой пистолетного типа и широким цевьем. Применение бесповоротного затвора, плавное взведение курка и хорошее взаимодействие винтовых поверхностей затвора и рамы в совокупности с малым импульсом отдачи способствовали сохранению устойчивости оружия между выстрелами и хорошей кучности боя, особенно при стрельбе двойными выстрелами. Все эти преимущества поставили МБО-1м в один ряд с лучшими зарубежными моделями спортивных винтовок, предназначавшихся для стрельбы по мишеням "Бегущий олень".
Победы стрелков СССР в стрельбе по мишени "Бегущий олень" на мировых первенствах в Осло (1961 г.) и Каире (1962 г.), на чемпионате Европы в 1963 г., проходившем в Сандвикине, явились убедительными доказательством превосходных качеств спортивной винтовки МБО-1м. Аналогичную МБО-1м конструкцию имеет и ижевская малокалиберная винтовка БК-2.
Она предназначена для стрельбы по мишеням "Бегущий кабан". БК-2 отличается высокой кучностью и стабильностью боя, хорошим балансом и малой отдачей. Но все это в прошлом. Сегодня уже не выполняют упражнения "Бегущий олень" и "Бегущая косуля", а по "Бегущему кабану" стреляют из пневматического оружия… Что дальше?