Главная / 2006 / Оружие и охота №6

Деснянские зорьки.

Владимир Дубровский.

С северо-востока на юго-запад по Черниговщине проложила себе дорогу непревзойденная по красоте река Десна. Многие мастера пера и кисти увековечили ее в своих произведениях и картинах. Множество прекрасных мелодичных песен сложено о чарующем воздействии ее на человека. Издревле на ее берегах ставились усадьбы почтенных людей, церкви и храмы, обустраивались города и села, создавая ансамбль единого, прекрасного. Кто хоть раз побывал на ее берегах или проплыл по ее водам тот навсегда останется в плену сказочной красоты и волшебства. И обязательно, хотя бы еще раз в жизни, но вернется в ее объятия, чтобы вдохнуть чистейший воздух, послушать песни ее стремительного потока, полюбоваться блестками легкой ряби и бурлящими водоворотами.

Сидя на берегу этой реки, не контролируешь время. Оно протекает мимо так же плавно и загадочно, как ее воды. Незаметно наступают сумерки, ночь. Меняют свой облик берега, растения на них, все становится непривычно иным. Гладь отзеркаливает звездное небо, рябь превращает эту же картину во что-то мистическое. Тебе становится не по себе, ты дрожишь и ежишься, но оставить реку не можешь, продолжая жадно рассматривать ежеминутно меняющиеся картины. Но вот солнце покажет краешек своего слепящего диска, заиграет лучами на верхушках деревьев, в росе листвы. Положит длинные, химерные тени на воду, противоположный берег, укроет ими плеса и кручи. Лучи пробьются сквозь листву, ударят по гребням волн, и вся поверхность засверкает тысячами бликов всех цветов и расцветок. Этого нельзя снять на пленку, нельзя описать. Это можно только созерцать, восхищаясь невиданной красотой.

Было бы неверно в понятии река видеть только русло с отмелями, кручами, быстринами и плесами. Пойма Десны изобилует множеством малых и больших озер, притоками и старицами, лесами и борами, не менее живописными и обворожительными.

Станешь на взгорке среди цветущих луговых трав, подставишь лицо легкому прохладному ветерку, закроешь глаза и закружится голова от нектарных запахов. Потом почувствуешь невесомость, отрешенность от всех проблем и мыслей, станешь пленником душевного бальзама, несущего умиротворение.

А когда спустишься ниже к озеру, взору откроется округлая гладь, окаймленная осокой, кое-где рогозом, укрытая круглыми листьями кувшинок. Берег, сглаженный временем, плавно опускается к воде. Вязкий грунт иссечен сотнями мелких корней роскошных старых верб, живущих по соседству многие годы. Пробегающий вдоль озера ветерок поднимет легкую зыбь, коснется листьев кувшинок, качнет их слегка и улетит вверх, спрячется в листьях верболоза. Где-то плеснет мелкая рыбешка, ударит разбойница-щука. У самой воды "толчет свою ступу" столб комаров, проносятся стрекозы. Пичужки наперебой торопятся исполнить свои многоголосые песни.

Везде покой и размеренное течение жизни…