Главная / 2006 / Оружие и охота №6

Фотосъемка животных.

Сергей Гладкевич (фотограф-натуралист), фото автора

Окончание. Начало см. "Оружие и Охота" № 5, 2006 г.

В настоящее время цифровые камеры все больше и больше заменяют пленочные. Безусловно, это удобно – нет проблем с пленкой, опасений по поводу некачественной проявки, царапин и т. п. Кроме того, используя "цифру", вы можете делать большое количество дублей одного кадра, которое может быть ограничено только ресурсом объема памяти вашей карты или батареями питания. Что и говорить, цифровая фотография – это удобно… Но и у нее есть еще довольно много проблемных моментов.

Цифровые камеры в большинстве своем энергоемкие, то есть уходя на съемку в полевых условиях, скажем на неделю, вам придется взять с собой изрядный запас аккумуляторов, поскольку вряд ли доставит удовольствие пробежка в несколько десятков километров "к розетке", кроме того, не у всех камер предусмотрена возможность использования сменной оптики, а стоимость цифровых фотоаппаратов, допускающих применение сменной оптики, достаточно высока по сравнению с пленочными "родственниками". Это все ограничивает возможность использования "цифры" для съемки животных и ландшафта. Хорошо, если на камере установлен объектив с широким диапазоном фокусных расстояний (28-200 мм), но всегда хочется, чтобы в объективе была пара десятков лишних миллиметров... Кроме того, выбирая цифровую камеру, следует обращать внимание на установку баланса белого. Как правило, при фотографировании живой природы (в кадре отсутствуют люди) достаточно трудно привязаться к определенному цвету. Поэтому лучший вариант, когда камера оптимально настраивается на баланс белого в автоматическом режиме или же есть возможность переустановки баланса белого под пользователя. Несмотря на то, что большинство цифровых камер со встроенным объективом считаются любительскими, иногда фотографировать живую природу ими очень удобно. Дело в том, что все звуки, которые издает такая камера (щелчок затвора и т. п.) это только имитация для удобства фотографа. Все это можно отключить, также можно отключить звуковое подтверждение автофокусировки и таким образом камера станет совершенно бесшумной. А это очень важно при съемке животных.

Из ряда особенностей, присущих современным фотоаппаратам, необходимо отдельно остановиться на автофокусе. Пользуясь автофокусом, следует точно знать, на что именно фокусируется ваш аппарат: некоторые животные очень сложны для съемки в этом плане. Например, добиться одновременно резкости на глазах и лапах птицы, сложно. Кроме того, следует учитывать, что мелкие виды птиц почти не сидят на месте, а постоянно чистятся, взъерошивают перья, подпрыгивают, вертят головой, приседают. А еще, вечно перед объективом попадаются какие-то травинки, веточки, и здесь вам не поможет даже точечный автофокус, который будет ловить травинку и не сидящего за ней крапивника... Если есть сноровка и опыт, то лучше переходить на ручную фокусировку, хотя можно комбинировать и то и другое, в зависимости от конкретных условий съемки. Хорошо, если аппарат издает, как можно меньше шума, любой звук в природе сразу же настораживает всех вокруг. Поэтому иногда аппарат упаковывают в звукопоглощающий бокс, который нетрудно изготовить самому из листового поролона.

Итак, для того, чтобы получить качественную фотографию того или иного животного, необходимо узнать о нем, как можно больше. Согласитесь, ведь не имеет смысла искать бобра на южных склонах Кара-Дага или тетерева – где-то среди степей... Поэтому, чем больше вы будете знать о животном, тем лучше (где живет, что ест, когда и куда бегает, что любит, что не любит). О многом можно прочитать в научно-популярной и научной литературе, но еще лучше пообщаться со специалистами, которые изучают интересующую вас группу животных. Исходя из сезона, когда именно вы планируете снимать, должным образом готовится и дополнительное оборудование и снаряжение (палатки, скрадки, масхалаты и прочее). Всегда необходимо очень тщательно готовиться, продумывать все мелочи. Очень обидно, например, когда окажется, что вы забыли пленку или батарейки и время будет потрачено зря. А если ваш аппарат питается от каких-то оригинальных элементов, то лучше раздобыть их в изрядном количестве перед выездом, поскольку подобного рода источники питания весьма редки в маленьких городках да и в больших тоже не продаются на каждом углу...

Снимая в природе, не стоит забывать о гуманном отношении к животным. Наверное, никакая, пускай даже самая выдающаяся фотография, не стоит жизни животного, разоренного гнезда, брошенных малышей... Фотографируя в заповедниках, природных парках не забудьте согласовать свое пребывание там с руководством, на этих территориях действуют особые режимы охраны, и часто для туристов оборудуются специальные экологические тропы, наблюдательные площадки. Отдельно следует сказать о фотосъемке в зоопарках. Зоопарки дают нам уникальную возможность понаблюдать за животными, их движениями, характерными позами и привычками. Снимая в зоопарках, вы можете получить настоящий портрет животного, что не всегда возможно в природе. Здесь для успешной фотосъемки необходимо сначала понаблюдать за животным, рассмотреть его любимые "места" в клетке или вольере. Общее же правило для съемки животных – как только у вас появилась возможность фотографировать, снимайте! Не жалейте пленку или память своей "цифры", лучше пожалеть об испорченной пленке, чем жалеть о не отснятом материале.

Никогда не откладывайте на "потом". "Потом" в съемке животных и природы не бывает!