.
Окончание. Начало см. "Оружие и Охота" №№ 9, 10, 2006 г.
Как видно, увеличение заряда до 20-го выстрела было совершенно регулярное. Но так как от этого момента началось состязание исключительно между двумя сортами немецкой стали, стали быстрее увеличивать заряд дроби и продолжали это увеличение до тех пор, пока при 33 выстреле заряд пороха в 14 1/2 гр. не был более в состоянии вытолкнуть из ствола плавенной стали Круппа (не помещенного в таблице) заряженные в него 456 1/2 гр. дроби. Дробь, занимавшая в стволе при заряде место в 31 сант. вышины, была сжата на 8 сант. и застряла в стволе. Газы вышли чрез отверстие, служившее для воспламенения. Вследствие этого для 34-го выстрела заряд пороха в обоих стволах был увеличен вчетверо против обыкновенного заряда (19 гр.) и увеличение это продолжалось при 36-м и 39-м заряде, дробь опять осталась не выброшенною.
Одностороннее увеличение заряда пороха тем неудобно, что не во всех случаях можно безошибочно привести в известность, сгорел ли в действительности весь заряд пороха.
От 35-го выстрела увеличение заряда производилось довольно не регулярно, в противоположность до того строго соблюдаемой регулярности, потому что хотели скорее довести до конца единственно оставшийся ствол из специальной стали Круппа.
При 37-39 зарядах вышина столбца пороха в стволе была 10 1/2 сант.
При 40 заряде столбец был вышиною 13 сант.
Дробь при 37 заряде образовала столбец в 39 сант. вышины
Дробь при 38 заряде образовала столбец в 45 сант. вышины
Дробь при 39 заряде образовала столбец в 51 сант. вышины
Дробь при 40 заряде образовала столбец в 51 сант. вышины
Так что при 40 заряде ствол был наполнен, включая сюда два войлочных пыжа, до 8 сант. от дула.
Чтобы определить границу, до которой новая специальная сталь Круппа может быть утоньшена без опасности, Зауэр и сын ослабили стенки ствола не на средине, как это обыкновенно делается, а там, где при обыкновенной конструкции ружейных стволов опасность сильнее всего и где при сильнодействующих сортах, пороха чаще всего наблюдается разрыв ствола.
На этом месте т. е. удаляясь от казны на 70 мм приблизительно вперед ствол имевший толщину 2 1/2 до 3 мм, был обточен до тонкости немного более одного миллиметра.
Потом ствол был соединен с другим, занявшим место правого, по системе, принятой для стволов Круппа в так называемой патентованной колодке таким образом, что эту пару стволов можно было снабдить затвором и она могла быть употреблена как готовая двухстволка.
Впрочем, соединение производилось более поверхностно, а не так, как это предписано для стволов из специальной стали Круппа, ибо на колодке не было шипообразных удерживающих полуколец, как на патентованной колодке.
Стволы просто были напаяны на колодку гладкими плоскостями. Не смотря на это поверхностное закрепление, оно всю процедуру опыта выдержало безупречно.
Опыт начался с предписанным для второй пробы 16-го калибра зарядом: двойное количество пороха (9.8 гр. черн. пороха "Диана" Крамера и Бухгольца) и увеличенное на 1/3 количество дроби (37,7 гр. мягкой дроби № 3 Гендлера и Натермана).
Снаряжение с английскими гильзами "Элей" было обыкновенное, принятое при производстве опытов.
После того как гильза была заряжена порохом и войлочным пыжом ее вложили в патронник, закрыли затвор и с дула всыпали дробь, которую укрепили войлочным пыжом умеренным прижатием последнего.
Так как ствол после первого выстрела никакого видоизменения не показал, то ослабленное место было еще раз обточено, пока толщина стенки на расстоянии 65 мм от конца патронника стала равна 0,85 мм, а на 125 мм 0,88 мм.
После выпуска заряда, одинакового с предыдущим, из утонченного ствола показалась на 65 мм от конца патронника на нижней стороне его незначительная, едва заметная, выпуклость вышиною в 0,04 мм. Эта выпуклость, не простираясь на всю окружность ствола, не дозволяла дальнейшей обточки: стенки перестали бы быть ровными; ствол для следующих опытов был оставлен таким, каким он был, зато для третьего выстрела заряд дроби был увеличен еще на 2/3, т. е. до 47,1 гр.
Этот выстрел увеличил выпуклость настолько, что она стала заметной для опытного глаза, от неспециалиста она могла ускользнуть, а потому из ствола был произведен четвертый выстрел двойным зарядом дроби (56,6 гр.), и затем испытание было прекращено, дабы представить ствол с этой выпуклостью для дальнейшего осмотра членам пробирного учреждения. Увеличившаяся выпуклость после четвертого выстрела равнялась 0,4 мм, вышины и распространялась почти кольцеобразно вокруг всего ствола.
Из этого опыта можно вывести заключение, что при этом материале даже на опаснейшем месте (переход от казенника к стволу) толщина стенок в 1 мм совершенно достаточна, между тем толщина стенок на этом месте почти всегда более 2 мм.
Поражающее превосходство Крупповского материала не требует комментарий, но, повторяю, ответственность за точность всех этих результатов я оставляю целиком на авторах брошюры.
Наконец в 1895 г. Manufacture Liegeoise d'armes a feu выпустила брошюру об универсальной стали завода John Cockerill'я, из которой видно, что сталь эта была подвергнута испытаниям в пробирной палате в Люттихе 10 ноября 1894 г. и 5-го января 1895 г. сравнительно с стволами из других материалов и результаты получились следующие...
.