Главная / 2006 / Оружие и охота №12

Из северных рассказов.

.

Владислав СТАРОДУБ.

На куропаток

Едва дождались выходного – завтра с Виталием идем на куропаток, к праздничному столу дичь – неплохой презент. Зарядили по полсотне патронов.

– Дробь "двойка" – самое то, но уж шибко быстро они летают, не то, что наши, на Луганщине. Те к осени такие здоровые, что летят, а с них жир капает, – тарахтит скороговоркой Виталий, заполняя второй патронташ. – А если с одного выстрела снимать по пять штук, то не уволокем.

Ранним утром подъехали рейсовым автобусом до поворота на Аякс. Начало ноября, а снегу навалило выше колен. На зеленых лыжах написано "Охотничьи", шириной они всего 10 сантиметров, а проваливаются до самого грунта Прошли пару верст, сошлись. Отдыхаем. Виталий распахнул фуфайку, так и повалил пар, как от лопнувшей на теплотрассе трубы. А волосы на голове, как из-под душа.

– Сколько протопали, только следы их и видели. Может, вернемся, уже сил нет?.. Пусть живут, кусала б их вошь в голове.

– В лесу их все равно не возьмешь, поднимемся на террасу, там простор, вот там они и жируют.

Смотрю, как Виталий таранит снег, его грузная фигура продавливает это пушистое покрывало до самого мха. Договорились тропить поочередно. Виталий вызвался идти первым. Иду по его лыжне, как по асфальту. Главное, выбрать правильный темп движения и не таранить снег, а наступать, поднимая лыжу повыше, тогда не так проваливаешься и меньше шансов упасть, зацепившись за корягу под снегом, как пару раз проделывает это Виталий, проклиная всех вшей в голове. Теперь моя очередь тропить, забрался на террасу, кое-где зеленеет стланик, не укрытый снегом, сколько охватывает взгляд – видны наброды куропаток, а сзади – пыхтение тяжеловесного состава. Оборачиваюсь – на моей лыжне только багрово-красное лицо Виталия, выползает на четвереньках:

– Видал я этих куропаток! Да чтобы я когда!.. Кусала б их вошь в голове!

Пошел я за его лыжами, брошенными внизу, поднимаюсь вверх:

– Т-с-с-с… – Виталий делает страшное лицо и показывает глазами вправо.

В тридцати шагах от нас, спокойно перебегая от кустика к кустику, пасется стая куропаток. Стреляем одновременно. Стая шумно снимается. Я подобрал две, Виталий – одну куропатку. Со словами "Ну, я сейчас вам!" Он ринулся в штыковую. Труднее всего найти упавшую в снег куропатку.

Напуганные стаи птиц носятся над нами, как чайки на птичьем базаре. Стараюсь стрелять под перо. А в долине, за террасой, слышны очереди Виталиковой пятизарядки. Добыл десять куропаток-русловок. Как ни рассматриваю – не могу отличить самца от самки, не то, что летом. Спускаюсь к Виталию – он вытоптал довольно обширную поляну, рыхлит носком валенка снег, не переставая бурчать: "Завалил не меньше сотни, а нашел всего двенадцать, падают в снег и как партизаны… Не найдешь."

– Не кручинься, если каких не нашел – будет подарок соболям и горностаям.

– Давай пойдем вниз по течению, мы летом ездили на Труд за хариусом и недалеко отсюда я видел зимовье – заночуем. Харчей, вона, на целый месяц у нас...

.