.
С древних времен существует обычай завершать удачную охоту трапезой. Охота раньше не являлась забавой и развлечением, но тяжелым трудом, обеспечивающим общину или род высококалорийной пищей, помогающей людям выжить в условиях дикой природы…
В средние века в европейских странах охота стала занятием привилегированной прослойки общества – королей и дворянства. Изменилось и отношение к самому процессу охоты. Из средства борьбы за выживание она превратилась в состязание, тренировку по овладению воинским искусством. От участников охоты требовалось совершенное владение ратными навыками: оружием, верховой ездой, искусством маскировки и скрадывания дичи.
И князья со своими дружинами, и менее титулованные дворяне – рыцари, возглавлявшие отряды преданных воинов-слуг, – оценивали во время охоты боеспособность своего войска. При удачном окончании охоты, не откладывая, здесь же, над еще не остывшей дичью, награждали наиболее отличившихся воинов-охотников.
А после церемонии устраивалась праздничная трапеза, и пускались по кругу большие чаши с вином –"братины" или огромные турьи рога, символизировавшие изобилие. И каждый участник охоты, соблюдая традицию, делал глоток не единожды, празднуя охотничий успех и "первую кровь". Суеверные охотники верили в то, что пролитая дичью кровь всегда должна оставаться "первой", чтобы не превратилась в "последнюю", принеся, таким образом, фатальные охотничьи неудачи!
В эпоху Возрождения армии стали многочисленными и наемными, и обучение солдат происходило уже иными способами. А утонченное и изнеженное дворянство предавалось охотничьим забавам, предпочитая не тратить силы, но получать удовольствие от финала охоты, – добивания загнанной дичи. Таким образом, особо не утруждаясь, хозяин охоты или почетный гость получал почетное звание "лучшего охотника" прошедшей охоты, организованной и проведенной многочисленными егерями, загонщиками и слугами.
А чтобы финальное действо не омрачилось "тяжкими телесными повреждениями" титулованной особы, – дичь загоняли до изнеможения, и егерь подрезал ей сухожилия на ногах!
И только тогда титулованный охотник, желающий получить все радости жизни здесь и немедленно, настроенный на "веселую охоту", подступал к дичи. При этом в левой руке он держал объемистый драгоценный кубок с вином, а в правой сжимал охотничий клинок, которым и наносился финальный удар. И после этого следовали немедленные возлияния в честь богини Дианы, – покровительницы охотников и за "первую кровь".
Такая "благородная" охота была очень популярной и многолюдной, являясь излюбленным времяпрепровождением знати. Оканчивалась охота пиром под сводами леса. "Трубы трубили приглашение отобедать и, для гостей на протяжении пира, торжественно пели высокие голоса и играли на свирелях лучшие музыканты"…
Как писал один из очевидцев: "Охота доставляет огромное удовольствие князьям и дворянам, и вызывает такой смех, и так развлекает их, что это в большой степени способствует их здоровью, так как благородные господа, а особенно благородные дамы, с помощью этого смеха освобождают и облегчают свою грудь!"
Революционные потрясения, произошедшие в Европе на рубеже XVIII – XIX столетий, превратили организацию "представительской" охоты в более демократичное мероприятие, доступное буржуазии, вставшей у власти. Эти люди знали цену деньгам и не признавали многолюдные "шикарные" охоты. Но, в тоже время, эти охотники стремились при небольших финансовых затратах получить максимальное удовольствие от своего пребывания на природе. Поэтому обычай заканчивать удачную охоту трапезой и возлиянием "на крови" пришелся "новым" охотникам по душе. В одной из книг об охоте, изданной в начале XIX столетия, автор поучает организаторов этих мероприятий: "Удачная охота, доставляющая охотникам истинное удовольствие, должна начинаться с поиска живописного и удобного для проведения пикника места".
О подобном же обычае в России упоминает русский поэт Н. А. Некрасов в стихотворении "Псовая охота". Охота закончилась, и барин поспешил отметить ее окончание.
К стогу подсевши, он рябчика кушал, Кости Нахалу кидал, а псарям Передал фляжку, отведавши сам. Пили псари и угрюмо молчали, Лошади сено из стога жевали, И в обагренные кровью усы Зайцев лизали голодные псы…
И хотя многолюдные охотничьи пиры ушли в прошлое, а огромные драгоценные кубки для вина сменились скромными стаканчиками – чарками, охотники желали поддержать традицию ушедшей эпохи. Ощущение успеха и радостная атмосфера удачного окончания охоты создавались специально к этому случаю заказываемой посудой: тонко украшенной позолотой и серебром. Такая посуда, по понятным причинам, изготавливалась из металла и к месту предстоящего пикника доставлялась в специальной упаковке – футляре, предохранявшем ее от повреждения.
Самыми употребляемыми предметами оказались винные наборы, состоявшие из нескольких (по количеству участников охоты) украшенных металлических бокалов и изящного позолоченного подноса. Такой охотничий комплект был рассчитан на небольшую компанию охотников – 3-8 человек. По прошествии некоторого времени стеклянную тару для "огненного" напитка посчитали целесообразным заменить флягами из металла. А бокалы были окончательно вытеснены металлическими чарками, более устойчивыми и удобными для охотника во время пикника на лесной лужайке.
Таким образом, и появился охотничий столовый гарнитур, необходимая принадлежность церемониала "высоких представительских" охот, в которых принимают участие люди, относящие себя к элите социального общества. Охотничий гарнитур – это знаковый предмет, такой же, как элитное оружие высокого разбора от именитого оружейника или известной оружейной фирмы.
Со временем охотничий гарнитур стал дополняться и другими необходимыми предметами охотничьего быта. Все они имеют прекрасную отделку и оригинальный внешний вид. Металлические тарелки, вилки, ложки, столовые ножи, разделочный нож, топор и шампуры, – вот далеко не полный перечень предметов, входящих в комплект столового охотничьего гарнитура. И все они уложены и закреплены внутри удобного для переноски футляра, имеющего вид чемоданчика.
Как и прежде, современные охотники стремятся "вспрыснуть" успешное окончание охоты немедленно, как говорится "на кровях". Но, досконально следуя старой традиции, не следует забывать, что это действо является кульминацией праздника и оно обязательно должно быть запоминающимся. Охота возвышает охотника над явлениями повседневности. Каждый миг охотничьего быта должен запомниться современному охотнику, выкладывающему на свое увлечение немалые деньги, как яркое событие в его жизни. Именно по этой причине охотничий столовый гарнитур остается и сейчас немаловажной деталью охотничьей традиции.
Благо тому, кто предастся во власть Ратной забаве: он ведает страсть. И до седин молодые порывы В нем сохранятся прекрасны и живы. Черная дума к нему не зайдет, В праздном покое душа не заснет.
Н.А. Некрасов "Псовая охота"
И, отправляясь с самыми близкими друзьями на "правильную" охоту, не забудьте свой заветный чемоданчик с наполненной флягой!
Редакция выражает благодарность ООО "ЛАТЭК" за предоставленные для фотосъемки охотничьи подарочные наборы.
.