Прочитав открытое письмо О.Исаева и С.Черняка не могу промолчать и не выссказатъ свое скромное мнение охотника любителя, а при этом хочу в вспомнить кое-что из прошлого.
Многочисленные случаи браконьерства в угодьях охотхозяйств, незаконный отстрел диких животных на государственных землях и землях частных сельхозпредприятий в наше время ни для кого не являются секретом и подобные незаконные действия практически безнаказаны.
Браконьерство как явление старо, как наш мир. Примером тому может служить легенда о Робин Гуде, который стрелял оленей в запрещенном для него Шервудском лесу. Было это в незапамятные времена средневековья. Но и в наши дни такое беззаконие не удается искоренить. Браконьерство у нас имеет разные корни. Это и социально-экономические условия, в которых пребывает наше общество, и вседозволенность некоторых лиц, достигших определенных материальных и политических высот. В цивилизованных, современных государствах перед законом одинаково ответственны все граждане, независимо от уровня своего положения в обществе. Но у нас эта система работает не в полную силу, а для некоторых закон просто не существует. Один из примеров тому – трагический случай на охоте, происходившей в Харьковской области, уже после окончания сезона охоты, когда погиб один из высокопоставленных ее участников.
В наше время непрекращающееся браконьерство свидетельствует прежде всего, о низкой культуре наших граждан в отношении к окружающей нас природе и не уважении ими действующих законов, выполнение которых некому контролировать. Бороться с этим явлением необходимо в первую очередь повышением культуры охоты в Украине и жестким контролем за действием закона, а он, и я здесь снова повторюсь, должен быть одинаков для всех граждан. Процесс повышения культуры охоты методом разъяснения, воспитания и учебы очень длителен и может превысить время, за которое в наших угодьях исчезнут дикие обитатели. Поэтому применение "жесткого катализатора" в этом процессе в наши дни просто необходимо. Промедление чревато необратимыми последствиями.
В смутное время перехода от "радужной" идеи коммунизма к жестким экономическим условиям капитализма у нас забыли не только о народе, но и многом другом столь необходимом в любой социально-экономической формации. Благодаря такой забывчивости канула в вечность структура, государственных охотинспекторов, у которых в помощниках была целая армия общественных охотинспекторов. Последние были действенным активом первичных охотколлективов и регулярно принимали участие в рейдах по угодьям с целью охраны диких животных от двуногих хищников. Только в Киевском гарнизоне, среди охотников, состоящих во Всесоюзном военно-охотничьем обществе, насчитывалось около пятисот таких инспекторов. В этой работе им помогал действующий и неумолимый закон.
Также позволю вспомнить, как пример работы закона, один случай. В восьмидесятые годы в Овручском районе Житомирской области местные жители один из участков сельхозугодий назвали "золотым". Народная молва окрестила его так из-за решения суда по возмещению материального ущерба, нанесенного участку озимых посевов во время браконьерской охоты. Сумма ущерба составила более 900 рублей. Не думаю, чтобы тем автобраконьерам еще раз пришла в голову мысль о подобной охоте.
В настоящее время в составе МВД есть спецподразделение ГАИ "Кобра", подчиняющееся непосредственно министру МВД. Для сотрудников подразделения все нарушители правил дорожного движения одинаково ответствены. Что-то подобное требуется ввести и в системе охотничьего хозяйства, т. е. необходим независимый государственный орган, контролирующий соблюдение положений и статей "Закона об охоте". Этому органу должно быть дано право контроля на всей территории Украины, не зависимо от принадлежности угодий тем или другим охотпользователям, т. е. не должно быть разницы между угодьями государственными, частными или принадлежащими общественным организациям. Любые природные ресурсы являются достоянием государства и лицензии на отстрел выдаются государственным учреждением, отсюда и должны вытекать все последствия, связанные с контролем ведения охотхозяйственной деятельности.