Главная / 2007 / Оружие и охота №4

Александр ВДОВЕНКО

Искусственное государственное образование – Австро-Венгерская империя – имела несколько крупных центров оружейного производства, где трудилось немало талантливых конструкторов-оружейников, чьи изделия трудно спутать с другими аналогами. Ведущими центрами оружейного производства империи являлись Вена и Штейр, в которых располагались крупные промышленные предприятия по изготовлению боевого стрелкового оружия, а также Ферлах, основной специализацией которого, наподобие германского Зуля, являлось изготовление штучного охотничьего оружия высокого класса.

На конструкцию и облик австрийского охотничьего оружия существенное влияние оказывала немецкая оружейная школа. Но для боевого оружия была характерна самобытность.

Характерные примеры – револьверы пражской династии оружейников Гассер, завоевавшие справедливую популярность на Балканах или винтовки Верндля, производящиеся в Штейере, с уникальным затвором, модифицированная схема которого даже применялась в артиллерийских орудиях. На заводе в г. Штейр изготавливались также знаменитые винтовки Маннлихера – единственные достойные европейские конкуренты винтовкам гениального Маузера (Маннлихер-Шенауэр, Маннлихер-Каркано). А такие конструкторские находки, как прямой ход затвора, полная ложа охотничьего карабина с длинным цевьем, роторный магазин, применяются в оружейном деле до сих пор.

Чехия, кроме оружейного центра в Праге, имела еще оружейные производства в Вайперте (Богемия), Брно и Ухерски-Брод.

Широко известными среди охотников нашей страны в конце XIX – начале XX вв. являлось оружие Лебедя и Новотного, а конструктор Карел Крнка известен как автор многих ранних патентов на элементы конструкций самозарядного стрелкового оружия.

Венгрия, обладая привилегией автономного королевства в составе империи, также имела свое лицо в оружейном мире. Даже начертания клейм испытательной станции в Будапеште отличались от принятых в Австрии. В области охотничьего оружия Венгрия не испытывала недостатка в кустарях-штучниках, но имена их не настолько хорошо известны мировой охотничьей общественности, как, например, австрийские, поскольку работали они в основном на внутренний рынок.

В 1887 году в г. Будапеште был построен государственный завод стрелкового оружия и механизмов – Femaru Egyver es Gepgar (FEG), с которым напрямую связана вся жизнь героя нашего повествования.

…Рудольф Фроммер родился 4 августа 1868 года, а в 1896 году, окончив столичный политехнический институт, поступил на завод FEG. Благодаря конструкторскому таланту он вскоре стал ведущим специалистом, а с 1906 года – директором предприятия. Кроме армейского оружия при непосредственном участии Фроммера была разработана целая гамма охотничьего гладкоствольного оружия. Имеются сведения, что был освоен выпуск самозарядного ружья.

Но оружием, прославившим Фроммера, были, несомненно, пистолеты.

Фроммер жил в то очень интересное для конструктора (или как раньше говорили – изобретателя) время становления автоматического оружия как класса, в том числе и пистолетов.

Отталкиваясь от имеющегося унитарного патрона с закраиной, повсеместно применяемого в револьверах, и не отчетливо представляя принципы конструирования автоматически перезаряжающихся пистолетов, некоторые конструкторы с 1880-х годов пытались создавать пистолеты, перезаряжаемые вручную, но обладавшие скорострельностью привычного револьвера. При этом они были избавлены от некоторых типичных недостатков последнего.

На страницах журнала "Оружие и охота" неоднократно рассказывалось об американском пистолете "Волканик" (патент 1851 года) и пистолете Райдера (1871 г.). В Австро-Венгрии к созданию подобного оружия подошли настолько серьезно, что такие пистолеты принимали участие в конкурсах на замещение армейских револьверов.

В частности, конструктор Карел Крнка, сын маститого оружейника Сильвестра Крнка – конструктора известной "крынки", принятой в середине XIX века на вооружение русской армии, на основании своего патента 1888 года изготовил два образца подобного пистолета. Занимались этой тематикой и другие австрийские и чешские изобретатели, в частности Биттнер из Вайперта, Пассель и Зайдель, Ричер – эти конструкторы применяли рантовый патрон калибра 7,7 мм, Шульхофф использовал патроны калибра 8 и 10,6 мм.

Однако вскоре подошло время самозарядных пистолетов. Первый, реально действующий самозарядный пистолет (как тогда говорили – автоматический) – пистолет "Шенбергер", появился в Австрии в 1892 году, как развитие идеи магазинных пистолетов с рычажным перезаряжанием и производился некоторое время на заводе в г. Штейр.

Карел Крнка, работая на фабрике заводчика Георга Рота, в инициативном порядке приступил к созданию самозарядных пистолетов с автоматикой, функционирующей по принципу длинного хода ствола (патент 1895 года). По некоторым сведениям, к нему примкнул и молодой Фроммер. Во всяком случае, сравнивая образцы оружия Крнка и Фроммера, наблюдается существенное сходство. Это вовсе не означает, что налицо плагиат, поскольку никаких неудовольствий по этому поводу Крнка не высказывал.

Кроме длинного хода ствола, сцепленного с затвором поворотной личинкой, в пистолете применен также встроенный магазин, снаряжаемый из обоймы. От образцов пистолетов с ручным перезаряжением позаимствован и облик, который в свою очередь перешел от револьверов.

Следует отметить, что использование схемы автоматики с длинным ходом ствола стало вполне закономерным явлением, поскольку она была тщательно отработана и широко применялась в артиллерийских орудиях (и вообще австрийские оружейники были ее большими приверженцами).

Крнка, работая под патронатом Рота, переработал свой громоздкий самозарядный пистолет в более компактный, уменьшив калибр патрона с 8 до 7,65 мм и применив оригинальный патрон.

Поскольку у фабриканта Рота было, собственно, только патронное производство на двух фабриках – в Праге и Братиславе, и не было возможности наладить производство оружия, то выпускать пистолет Крнка начали в Германии на заводах Зауэра, поэтому он стал известен как модель "Рот-Зауэр".

Примененная в оружии схема автоматики в наше время считается неперспективной. Однако автоматика, основанная на отдаче ствола со сцепленным затвором при длинном его ходе, успешно реализовывалась на протяжении всего XX века в дробовых "полуавтоматах" – начиная с "Браунинга" модели 1900, "Винчестера" мод. 1910, "Косми", "Рейнметалл", "Бреда" и заканчивая МЦ21-12 и другими. Этот же принцип автоматики был заложен и в первых, самых известных пистолетах Рудольфа Фроммера и в самозарядном дробовике его конструкции.

Известно, что в основу французского пулемета Шоша легли патенты Фроммера 1910 года. Этот пулемет, отличавшийся относительной технологической простотой, не стал популярным, поскольку обладал рядом существенных недостатков: малая скорострельность, темп стрельбы сильно зависел от горизонта оружия, очень неудачный магазин, и главное, низкая живучесть, особенно в варианте под патрон .30-06, который выпускался для американского экспедиционного корпуса во Франции в годы Первой мировой войны.

Очень перспективной и простой казалась и схема автоматики с длинным ходом ствола вперед. Кроме пистолета Маннлихера обр. 1894 года были и другие попытки ее реализации, как, например, в пистолете системе Вильгельма Шварцлозе (кстати, работавшего в армейских оружейных мастерских в Австро-Венгрии) обр. 1908 года. (До этого были попытки реализации этого принципа: модель 1898 года и образец с длинным ходом ствола назад – 1903 года.)

В Японии над этой идеей работал Хино-Комуро. А последняя попытка реализации этой схемы принадлежит модели "Симмерлинг Корпорэйшн", которая в 1970 году выпустила довольно удачный пистолет.

Популярность в конце XIX столетия приобрела и система автоматики с коротким ходом ствола, в частности реализованная по мотивам схемы пулемета Максима. Это пистолеты Борхардта и Люгера, Маузера 1896 года и Бергмана 1903 года (кстати, в первом образце 1892 г. Бергман применил отдачу при длинном ходе ствола, что выдает австрийский след – его соавтором был часовщик из венгерского города Сегед – Отто Браусветтер).

Несмотря на широко проводимые изыскания в области самозарядного оружия с ходом ствола, уже восходила звезда пистолетов со свободным затвором. Однако для армейских пистолетов, в которых применялись мощные патроны, требовалось жесткое запирание ствола во время выстрела, что, естественно, усложняло конструкцию, а армейское оружие должно быть как можно более простым.

Самое простое и эффективное решение в начале ХХ века предложил Дж. Браунинг, применив свою знаменитую серьгу, что упростило до приемлемых величин затраты на производство этого нового по то&