В отличие от Украины, наш западный сосед — Польша — обладала довольно развитым оружейным производством. Однако на пути к евроинтеграции эта отрасль национальной экономики, как и многие другие, оказалась невостребованной в "единой Европе". Одним из самых наглядных примеров этого процесса явилось прекращение пистолетного производства. Этот пример польских коллег является поучительным уроком и для нашей страны. Если мы, конечно, пожелаем учиться…
Pistole 35 (p)
В части Польши, оккупированной в 1939 г. нацистами, были сосредоточены основные предприятия польской военной промышленности. Советскому Союзу досталась разве что оружейная мастерская во Львове. Государственное предприятие Fabryka Broni (FB) в г. Радом — основной производитель короткоствольного стрелкового оружия в предвоенной Польше — вошло в состав австро-германского концерна Steyr-Daimler-Puch AG. При этом изготовление винтовок модели wz. 1929 (как G29/40) и пистолетов VIS (как Pistole 35 (p)) было продолжено.
Первый заказ польскому производителю на сборку 10 тыс. пистолетов из имеющихся на складе деталей последовал уже в 1940 г. "Польский след" в клеймении деталей прослеживается и в оружии более позднего выпуска — сериях II-IV.
"Переименовав" VIS и удалив с затвора польского "орла", оккупанты, тем не менее, сохранили маркировку оружия — на затворе ("F. B. RADOM VIS Mod 35. Pat. 15567") и накладках рукоятки (стилизованные литеры "FB"). Было введено также клеймо заводского "военпреда", характерное для пистолетов военного выпуска — "орел над 77". Пистолеты, закупавшиеся для "Кригсмарине", имели соответствующую маркировку, в т.ч. "орел над M III/3". Пистолеты для польской т.н. "гранатовой" полиции, по некоторым данным, имели маркировку — "орел со свастикой и L(Landespolizei)".
Производство пистолетов в период оккупации (320 000 шт.) значительно превысило довоенное польское (31 000 шт.). Качество, которым славились пистолеты VIS, было принесено в жертву количеству. От серии к серии отделка "P 35 p" становилась все грубее. Однако, при всей грубости отделки, посадка ствола и в пистолетах военного производства оставалась довольно точной.
В 1944 г. сборка и производство пистолетов VIS были перенесены из Радома в Штейер. Тогда же, в июне 1944 г., их официальное обозначение в Германии было изменено на "35/I p".
"Австрийские" пистолеты серий V-VI внешне легко отличить: они имели деревянные накладки рукоятки и упрощенную конструкцию. Характерный "флажок" рычага разборки на рамке (это не предохранитель!) пал жертвой "рационализации". Курок удерживался в необходимом положении посредством рычага плавного спуска.
Пистолеты "Р 35 (р)" состояли на вооружении польской полиции и в первые послевоенные годы, поэтому они и упомянуты в данной статье. Оружие пользовалось заслуженной репутацией. (Следует также заметить, что в объединенной Германии, унаследованные от ГДР пистолеты "Radom VIS 35", в количестве 146 шт., формально оставались на вооружении "Бундесвера" вплоть до 1994 г.!)
Однако в Польше после войны производство пистолетов VIS 35 не было продолжено, на что имелись свои причины.
"11 в овале"
Новому польскому правительству пришлось восстанавливать оружейную индустрию с нуля. Само предприятие Fabryka Broni (FB) в г. Радом с целью сохранения тайны было переименовано в Zaklady Metalowe (ZM) и получило новое клеймо — "11 в овале". С 1946 г. на этом предприятии при помощи советских специалистов и технологий было постепенно налажено производство пистолетов ТТ (1947 г.), сигнальных пистолетов обр. 1943 г. (1948 г.), карабинов обр. 1944 г. (1949 г.). Производство пистолетов-пулеметов М 43 (ППС) было начато на оружейном заводе в Варшаве в 1951 г., а М 41 (ППШ) — в 1952 г.
Следует отметить, что в 1944-1945 гг. польское правительство получило от СССР вооружений на 20 пехотных дивизий, в т.ч. 37 325 шт. револьверов Нагана и пистолетов ТТ (в те годы в Войске Польском на офицерских должностях нередко служили советские специалисты). Польской стороне также была передана технологическая документация на ряд моделей советского огнестрельного оружия, но опытных специалистов-оружейников, которые бы смогли организовать производство оружия в Польше, осталось крайне мало.
Тем не менее, уже к началу 1950-х гг. оружейное производство в Польше было налажено, внутренний рынок насыщен, но производственные мощности не были загружены в полном объеме и не выпускали продукцию на экспорт, хотя высшее советское руководство очень на это рассчитывало (в связи со сталинским курсом на конфронтацию с Западом). Так, 01.06.1956 г. Л.П. Берия докладывал Г.М. Маленкову о том, что производственные мощности "не используются в целях производства этой же продукции для других стран народной демократии… Координационный Комитет, созданный в феврале 1951 г. для рассмотрения и решения вопросов, связанных с обороной стран народной демократии ничего полезн