По материалам журнала "Клинок" Подписной индекс 654
Среднеазиатский нож пчак — не просто функциональный предмет хозяйственно-бытового назначения. Этот нож окружен народными поверьями и преданиями. С давних пор он является показателем социального статуса своего владельца, является непременным атрибутом традиционного национального костюма народов Средней Азии. И даже тот, кто по своему общественному положению не имел права владеть длинноклинковым оружием (земледельцы и ремесленники), обязательно носили на поясе нож.
Облик традиционного пчака — своеобразен и легко узнаваем. А его конструкция и украшающий орнамент могут многое рассказать о мастере, его изготовившем, и месте, где он был изготовлен, поскольку, как и сотни лет назад, азиатские пчаки делают кузнецы-ножовщики ("пичакчи"), с раннего детства обучающиеся этому ремеслу. Профессия "пичакчи" передается в роду кузнецов из поколения в поколение, являясь семейным ремеслом.
Одним из таких "пичакчи" является узбекский мастер в нескольких поколениях, проживающий сейчас в Украине, Мамирджон Саидахунов, изготавливающий традиционные узбекские ножи, вызывающие интерес своим экзотическим обликом и восточным колоритом.
Каждый пчак и даже каждый его элемент не только по-своему индивидуален, но и имеет свое собственное название.
Клинок узбекского пчака имеет три основных модификации.
Первая и самая распространенная форма клинка узбекского пчака, считающаяся универсальной и используемая при изготовлении ножей для городских жителей, называется "кайки". Острие этого клинка располагается на линии обуха или несколько приподнято над ней.
Вторая повсеместно используемая форма клинка называется "толбарги" ("ивовый лист"). У клинка такого типа, на расстоянии примерно 1/5 длины клинка, обух, при подходе к острию, несколько опущен вниз. Таким образом, острие клинка находится ниже линии обуха, что считается удобным для разделки туш животных (при разделке обух перевернутого ножа скользит по мышцам, но острие в них не врезается, подрезая шкуру и сухожилия).
Третья форма клинка пчака, которым пользуются преимущественно рыбаки, и который получил наибольшее распространение среди казахов, называется "казахча". Линия обуха клинка "казахча" примерно с середины длины образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Образовавшаяся выемка затачивается посредством небольших спусков, идущих по боковой поверхности клинка к выемке. Для этого металл клинка под выемкой снимается с одной или обеих сторон. Перевернув нож, частью клинка с выемкой очень удобно очищать рыбу от чешуи.
В отличие от самой распространенной универсальной формы клинка узбекского пчака, "кайки", пчаки с клинками типа "толбарги" и "казахча" — это функциональные узкоспециализированные ножи, при помощи которых выполняется вполне определенная работа. Поэтому рукояти для этих ножей изготавливаются из дерева (деревянные плашки) и, как правило, не украшаются. Допускается лишь нанесение цветного орнамента на "гюльбанд" — элемент конструкции пчака, отливающийся из олова непосредственно на ноже в процессе его изготовления, и разделяющий клинок и рукоять.
В пчаке свои названия имеют и такие обязательные элементы любого ножа как острие ("учеи"), обух ("сирт"), хвостовик ("соп"), навершие ("чакмок"), дол ("кома") и режущая кромка ("дамэ").
Но, пожалуй, самым выразительным элементом пчака является клеймо ("тамга"). Центральным элементом клейма, как правило, становится изображение полумесяца, являющегося, как известно, символом Ислама. Кроме этого, "тамга" может содержать элементы, составляющие личное клеймо мастера и какие-либо изречения из Корана.