Главная / 2000 / Оружие и охота №4

Скифские лучники

История оружия
У скифского народа одно самое значительное из всех человеческих дел устроено самым мудрым образом сравнительно со всем, что нам известно...
Самое значительное их достижение состоит в том, что никто из тех, кто вторгся к ним, не может спастись бегством, а если они не пожелают, чтобы их не обнаружили, захватить их невозможно: ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках, как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения?

Всего четыре века отвела Судьба скифам для того, чтобы господствовать на степных просторах, ставших сегодня территорией Украины. Они появились здесь в vii в. до н.э. и ушли с арены истории на рубеже iv–iii вв. до н.э.

Конный скиф — лучник. Реконструкция М. Горелика

Скифы многое успели за это время: освоили степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа; совершили походы на Ближний Восток, заставив дрожать от ужаса многие государства в этом регионе; отразили вторжение на свою территорию войск Дария i Гистаспа, властвовавшего над 50 миллионами (!) подданных, царя Персии, одной из самых могущественных держав Передней Азии. Ими создано мощное государство, Великая Скифия, покорившее практически всю территорию нынешней Украины. И уже на закате своей истории скифы остановили продвижение войск великой Македонской державы, цари которой — Филипп и его сын Александр — претендовали на мировое (в рамках Евразии) господство.

Скифы вошли в историю как народ воинов. Еще в эпоху раннего железа они создали целый комплекс вооружений — средств нападения и защиты воина и его боевого коня, — считавшийся одним из наиболее эффективных. В состав защитного вооружения входили панцири, шлемы, боевые пояса, разнообразные ножные доспехи, щиты, значительная часть которого была усилена за счет использования металла.

Основное оружие скифов — лук и стрелы. Лук, занимавший особое место в вооружении скифского воина, передавался из поколения в поколение по наследству. В рассказе Геродота о происхождении скифов, говорится о том, что Геракл оставил свой лук в наследство сыновьям, чтобы те, состязаясь в натягивании лука, определили, кто станет владыкой Скифии. Победу одержал младший сын Геракла — Скиф, единственный, кто сумел натянуть лук.

Батальная сцена на античном сосуде

Один из наиболее сохранившихся экземпляров скифского лука состоит из трех деревянных пластин. Сопрягающиеся поверхности его покрывались насечками, что увеличивало прочность лука при склеивании. Для придания дополнительной прочности пластины обматывали полосками коры. И, наконец, в некоторых местах поверхность лука покрывали еще и костяными пластинами, также крепившимися с помощью клея. Все эти меры повышали упругость лука, его силу, а, следовательно, дальность полета и убойную силу стрелы. Роговые наконечники луков облегчали крепление тетивы. Для скифских луков характерны наконечники с загнутыми внутрь краями. Представление о конструкции и внешнем виде луков складывались, главным образом, благодаря изображениям на предметах скифского быта, найденным в курганах. Одним из наиболее качественных, является изображение на золотом сосуде, найденном в кургане Куль-Оба под Керчью, скифского воина, натягивающего тетиву лука.

Наконечники скифских луков.vii в. до н.э.

Лук небольшой, с плечами разной величины и разного изгиба, концы сильно изогнуты наружу. К этому луку полностью подходит описание, оставленное античным автором раннего средневековья Аммианом Марцеллином: "В то время, как луки всех народов из гнущихся древков, луки скифские... выгнутые с обеих сторон широкими и глубокими внутрь рогами, имеют вид луны во время ущерба, а середину их разделяет прямой и круглый брусок." Далее он сравнивает очертания северного побережья Черного моря с контурами скифского лука. Судя по найденным изображениям, лук скифов был сравнительно небольшим. Достаточно точно его длину историки установили, исходя из соотношения размеров изображений самого лука и фигур лучников, а также размеров горитов (см. ниже). Длина сложного лука, о котором написано выше, составляла примерно 64,5 см.

Монета с изображением скифского царя Атея. iv в. до н.э.

Тетиву лука скифы сплетали из волос конских грив. Для этой же цели использовали жилы крупного рогатого скота и коней, а иногда и кишки, обработанные соответствующим образом.

Длина скифских стрел колебалась в пределах от 44–45 см до 80–85 см при диаметре 0,5–0,7 см. Древки стрел состояли из сплошного дерева или тростника, были круглыми, тщательно отполированными, с небольшим расширением и углублением для тетивы на конце. Стрела, как правило, снабжалась оперением, стабилизирующим ее полет. В арабском средневековом трактате о стрельбе из лука отмечается, что от места помещения оперения на стреле зависит точность и быстрота полета. Существовало два варианта расположения оперения на стреле. Близость к ушку способствовала точности выстрела, а удаление от ушка к наконечнику — увеличивало скорость полета и, следовательно, ударную силу стрелы. Скифы использовали оба варианта.

Наконечники для стрел скифы отливали из бронзы (в абсолютном большинстве случаев), выковывали из железа, реже — вырезали из твердого дерева (охотничьи). Известны единичные экземпляры охотничьих стрел, древки которых с утолщенным окончанием наконечника составляли единое целое. Наконечники стрел древних скифов отличались великолепными аэродинамическими качествами. Их контуры напоминают ракету, пулю, снаряд, а то и современный самолет.

Атака скифской конницы. Реконструкция М. Горелика

У ранних наконечников на выступающей части втулки, с помощью которой наконечники "сажали" на древко стрелы, есть очень острый крюк, по форме напоминающий багор или зубец на рыболовном крючке. Острые нижние концы граней или лопастей наконечников снабжались такими же зубцами, которые должны были максимально затруднить и сделать как можно более болезненным извлечение наконечника из тела жертвы.

Количество стрел в наборе лучника было непостоянным и могло достигать до 200 и более, что больше количества патронов, имеющегося в распоряжении современного автоматчика.

Изготовление наконечников из бронзы методом литья позволяло сделать производство стрел массовым. Историкам хорошо известны найденные на территории Скифии и за ее пределами литейные формы, применявшиеся для изготовления бронзовых стрел. Эксперимент, проведенный английскими археологами и специалистами по литью, убедительно продемонстрировал высокое качество бронзовых наконечников, отлитых в форме, найденной на территории Турции. Используя такую форму, один мастер с несколькими помощниками за неделю мог отлить около 10 000 наконечников. Шесть бригад литейщиков отливали за месяц более 500 тыс. штук, перерабатывая до 2 т металла.

Скиф, стреляющий из лука

Реконструкция М. Горелика

В отличие от других предметов вооружения, лук представляет собой сложную конструкцию, требующую особого ухода и хранения. Например, воздействие влаги приводит к ослаблению тетивы, а в походе и бою всегда существовала угроза его механического повреждения. Для защиты от механических воздействий, предотвращения рассыхания лука или намокания тетивы, скифы хранили лук со снятой тетивой в специальном футляре — налучье, а стрелы носили в колчане. Поскольку такое раздельное ношение лука и "боеприпасов"-стрел причиняло стрелку определенные неудобства, скифы объединили налучье и колчан в так называемый горит. В скифское время горит, как важнейший предмет снаряжения лучника, получил широкое распространение. Крупнейший военный теоретик средневековья Маврикий Стратег писал, что горит — это "футляр, разделенный для удобства на два отделения, т.е. для стрел и для лука". Скифы дополняли гориты отдельными ножнами, в которых хранился небольшой нож, используемый при ремонте и снаряжении стрел. Обычный горит представлял собой прямоугольный футляр длиной немногим более 45 см и шириной около 30 см. В одном из его отделений находился лук, обращенный тетивой внутрь. Верхняя часть лука выступала над краем горита. С лицевой стороны находилось отделение для стрел, обращенных остриями вниз. В верхней части горита был пришит клапан, который закрывал отделение для стрел с помощью палочки — застежки, изготовленной из кости, бронзы или золота. Для придания гориту необходимой жесткости внутрь помещали деревянный каркас.

Украшению горитов скифы уделяли большое внимание. Для этого они использовали костяные пуговки, мех, выполняли полихромную роспись, делали аппликации из кожи, наносили на нее тиснение, нашивали золотые бляшки.

Судя по изображению на знаменитой серебряной с позолотой вазе из царского кургана Чертомлык, рядовые скифы использовали гориты нестандартной высоты, в которых клапан закрывал не только стрелы, но и полностью весь лук.

Пожалуй, наиболее интересную группу образуют парадные гориты, наружная поверхность и дно которых украшали золотыми орнаментированными обивками, нередко являвшимися подлинными произведениями искусства. Очень часто их украшали изображениями столь любимых скифами сцен охоты фантастических существ, — грифонов на травоядных животных; батальными сценами, сюжеты которых воспроизводили различные события их истории. В умелых руках скифских лучников лук и стрелы были грозным оружием. Древние авторы отмечали великолепное умение скифов стрелять из лука и во время атаки, и во время отступления, с полуоборота к преследующему противнику. На врага буквально градом сыпались стрелы, выпущенные из сотен и тысяч луков, нарушая боевой порядок противника, создавая условия для решительной атаки силами тяжеловооруженной конницы.

Луки скифского типа не исчезли вместе со скифами, уступившими на рубеже vi и iii вв. до н.э. место новым народам. Традиция изготовления и применения сложных скифских луков сохранилась. В несколько измененном, усовершенствованном виде они продолжали существовать на протяжении всего средневековья, но зачастую под другими названиями.


Читателей, которых заинтересовала эта тема, обращаем к книге Черненко Е.В. Скифские лучники. — К.: Наукова думка, 1981. — 166 с.(Примеч. редакции)