"Если смерти, то мгновенной, если раны – небольшой". Именно так можно сформулировать комплекс весьма противоречивых требований к охотничьей пуле, предназначенной для добычи копытных. Порча туши, как и подранок, равно не относятся к желаемым результатам охоты. Вопрос только в том, возможно ли вообще достичь столь универсального действия? Недаром легенды о "волшебной пуле" столетиями составляют предмет охотничьего фольклора.
Следует понимать, что кинетическая энергия пули не находится в прямой зависимости с ее раневым действием по цели. Основной причиной, вызывающей смерть живого организма вследствие проникающего, в том числе огнестрельного ранения, является потеря крови. Величина и интенсивность передачи кинетической энергии снаряда цели в данном случае не имеет определяющего значения. Так, при забое свиньи нож, достигающий аорты или шейной артерии, обладает энергией не более 20 джоулей. Охота с луком на копытных (в тех странах, где она разрешена, поскольку в Украине охота с луком и арбалетом запрещена законом "Про мисливське господарство та полювання" – Ред.) так же демонстрирует, что стрела, имеющая при соударении с целью скорость порядка 80-150 м/с, пробивает тушу животного практически без значимой передачи энергии.
В обоих упомянутых выше случаях смерть животного наступает именно вследствие разрушения кровеносных сосудов. Нарушение кровоснабжения головного мозга кислородом, который поступает туда с кровью, вызывает прекращение его функций в течение каких-нибудь 30 секунд, максимум – пары минут.
Что, впрочем, не мешает передаче импульсов управления органам, хотя речь уже не идет о "мозговой деятельности" как таковой. Рефлекторные действия по исполнению данной ранее команды "спасаться!" продолжают исполняться и обезглавленной курицей. То же мы наблюдаем и с копытной дичью. Олень, лось с сердцем, разрушенным вследствие попадания экспансивной пули, в состоянии пройти еще добрую сотню метров.
Так называемую мгновенную смерть вызывает разрушение органов центральной нервной системы (ЦНС), собственно, мозжечка. Здесь также энергия пули не имеет определяющей роли. Выстрелом в ухо (под должным углом), даже из "мелкашки", возможно убить и крупного зверя, вспомним, например, медведя из произведения А.С. Пушкина "Дубровский"...
В охотничьей практике "положить" зверя на месте означает, прежде всего, необратимо нарушить его двигательные функции. Даже если рефлекс бегства и будет передан к исполнению, то разрушение (разрыв) того же спинного мозга вызовет паралич животного и при живом сердце или (головном) мозге.
С легкой руки различных авторов специализированной литературы, начиная с Бутурлина, в охотничьем лексиконе появилось такое определение состояния пораженной выстрелом дичи, как "шок". Однако "шок" животного в общепринятом понимании этого термина имеет мало общего с медицинским определением шока, как острого общего затруднения кровообращения, вызванного различными причинами...
АНОНС. Номер Вы можете приобрести в редакции или получить по почте.