Главная / 2008 / Оружие и охота №4

"Сувениры" для победителей

"Сувениры" для победителей

Победителей не судят! Как и после первой мировой, после второй мировой войны на страны побежденной стороны (в том числе и Германию) была наложена контрибуция, пропорциональная активности их участия в боевых действиях и их благосостоянию. Это в международном, так сказать, глобальном масштабе. Но и в частном порядке все, кто мог, возвращаясь на Родину, также везли с собой "немецкие сувениры", подобранные или отобранные в побежденной стране. Кстати, это было характерно не только для СССР, но и для других стран-победительниц. Объемы "сувенирной продукции" зависели от ранга ее "импортера". Например, командующий высшего звена – маршал, пользуясь служебным положением, мог вывезти несколько вагонов трофеев. Так, уже после войны при обыске у Г.К. Жукова, обнаружили только дорогих английских ружей около полутора десятков, не говоря о другой "мелочи".

"Аппетит" генералов был поменьше, но и они могли загрузить экспроприируемым добром железнодорожный вагон или хотя бы его часть. Среди этих трофеев английских ружей, конечно, было гораздо меньше, чем у маршала, но ружей германского производства хватало.

Еще меньше могли позволить себе вывезти офицеры в ранге полковника и майора, но и они при случае не упускали такой возможности.

Возможности младших командиров находились в прямой зависимости от занимаемого служебного положения и отношений с вышестоящим командованием. И на самой нижней ступеньке иерархической лестницы "сувенирных импортеров" находились представители рядового и сержантского состава. Их возможности ограничивались объемом вещмешка или дембельского чемодана. Типичные трофеи рядового – зажигалки, авторучки, часы, ножики, фонарики, фотоаппараты и различная фурнитура. Причем некоторые из них умудрялись сделать в этих условиях неплохой по тем временам бизнес. Автору известен случай, когда простой солдат привез из поверженной страны только один маленький чемоданчик, но набитый швейными и машинными иглами, и этот небольшой груз стал основой его безбедной жизни на Родине в годы послевоенной разрухи. А в семье автора до сих пор хранится пара фотоаппаратов и инструмент, привезенные с войны его дядей, а часы и зажигалки пришли в негодность или были раздарены. Был у дяди и трофейный пистолет, правда, реквизированный в 1946 году.

…На границе, к слову сказать, к трофейному оружию относились довольно строго, да и лишнее барахло отбирали. Но наши воины умело приспосабливались провозить трофеи. Так, член нашего охотколлектива, ныне покойный, бывший в войну техником по вооружению, привез отличную "вертикалку" –"Сюпра", запрятав ее среди армейского имущества. У приятеля автора, также охотника, было два трофейных французских ружья –"Робюст" 16-го калибра и "Дамон-Патрик" 12-го калибра –"вертикалка", привезенные с войны его неохотником-тестем, полковником-танкистом.

Так уж сложилось, что советский охотник больше всего ценил ружья фирмы "Зауэр" –"три кольца". Этому способствовала их популярность как в дореволюционный, так и в послереволюционный периоды, когда в каталогах торговых фирм из горизонтальных ружей германского производства были практически одни "Зауэры". Остальным фирмам не удалось пробиться на российский рынок оружия, плотно занятый бельгийцами. А после революции, примерно с 1924 года, именно фирма "Зауэр" стала торговать с Советской Россией, и это помогло ей выжить в годы послевоенной разрухи.

После Великой Отечественной войны малограмотный рядовой советский охотник все германские ружья, появлявшиеся на рынке, в том числе и привезенные в качестве личных трофеев, особенно снабженные стволами из крупповской стали (а таких было большинство) называл "Зауэрами". Тем более что в конце 40-х годов из Германии стали поступать охотничьи ружья, в основном "Зауэры" в качестве государственной репарации.

Точно так же, правда по другим причинам, немецкие, да и не только немецкие, "вертикалки" называли "Меркелями". Популярность этого оружейного брэнда была вызвана, прежде всего, в отличие от "Зауэра", в недоступности рядовому охотнику, поэтому эта марка стала широко известна благодаря распространявшимся байкам и легендам. И когда в качестве трофеев некоторое количество "вертикалок" проникло на советский рынок, в том числе и немалое количество оригинальных ружей, то всех их обобщенно называли "Меркелями". Кстати, еще один член нашего охотколлектива, служивший в Германии в обслуге аэродрома, уже в послевоенные годы приложил большие усилия, чтобы достать там именно "меркелеподобное" ружье, поскольку к этому времени практически все фирменные "Меркели" были вывезены в СССР, где и растворились в огромной массе советских охотников.

* * *

Написать данную статью спровоцировал факт появления в оружейной мастерской, где работает автор, некоего гражданина – владельца "вертикалки", в разрешении на которое было записано, что это "Меркель" 12-го калибра и проставлен соответствующий номер. Но дело в том, что это не "Меркель", а "Грейфельд", то есть тенденция называть германские "вертикалки" нарицательным именем "Меркель" проникла и в официальные органы.

Это и другие "меркелеподобные" ружья обладают некоторыми интересными особенностями, о которых, я полагаю, будет небезынтересно узнать читателям журнала "Оружие и Охота".

Оба ружья внешне очень похожи на оригинальный "Меркель", и действительно могут быть за него приняты, если не брать во внимание надписи и клейма.

"Грейфельд"

Первое из описываемых ружей калибра 12/65 со стволами длиной 735 мм имеет на планке выгравированный текст: W.GERMANN, MEISSEN, слева на ствольной трубке – GREIFELT&C°, SUHL, а под цевьем – KRUPP LAUFSTAHL. Под снятым цевьем (из двух половин, как у оригинального "Меркеля") все положенные на то время клейма испытательных станций в Зуле и дата испытания – сентябрь 1934 года. Запирание в данном ружье – как и у самых дорогих "Меркелей" – четверное: верхним скреплением Керстена и планкой Перде, что привело к некоторому (буквально на 2 мм) увеличению высоты колодки. Замки типа "Блитц" размещены на спусковой личинке и схожи с оригинальными "меркелевскими" (иногда "Меркель" делал замки и системы "Энсон-Диллей"). Правда, эта личинка, вероятнее всего, унифицирована с аналогичным узлом тройника, поскольку имеется незадействованный паз для курка и шептала третьего ствола.

В отличие от оригинального "Меркеля", в данном ружье нет фиксации рычага отпирания стволов при их открывании, для этого служит прилив на заднем подствольном крюке. Самое существенное отличие – в эжекторном механизме. Хотя сами выталкиватели гильз с пружинами устроены точно так же, как и "меркелевские", но отсутствуют шептала эжекторов, а их функцию берут на себя верхние отростки взводителей (см. фото).

Функционирует система очень четко, правда, как недостаток, следует отметить кропотливость наладки одновременного (что является обязательным для высококлассного ружья) срабатывания обоих эжекторов, особенно если ружье достаточно изношено. Невзирая на то, что ружье стреляло немало, существенных раковин и забоин сверху на стволах нет, шат также отсутствует. Заводское воронение практически сошло, деревянные детали подверглись неумелой реставрации, спусковая скоба повреждена, но колодка прекрасно полирована, покрыта неброским "жиденьким" орнаментом, однако, выполненным твердой рукой опытного гравера.

Фирма GREIFELT&C°, о которой у нас в стране очень мало известно, хотя ружья ее встречаются довольно часто, хотя и не внесла в оружейное дело каких-то особых новаторских решений, повлиявших на его развитие, но изготавливала типично немецкие ружья, как с горизонтальным, так и вертикальным расположением стволов с необыкновенной тщательностью, во всяком случае, субъективно лучше хваленого "Зауэра". Колодки этих ружей, как правило, очень качественно отделанные и цементированные, детали механизма – курки, шептала и пружины – полированы, что практически не встречается при поточном производстве. Что особенно поразило, так это то, что даже на ружьях "Грейфельт" из ГДР, выпущенных в 1950-е годы, стиль в оформлении остался традиционным, аналогичным стилю описываемой довоенной "вертикалки". Общая характерная особенность украшения головок винтов – три скрещенные стрелы остриями вниз – прослеживается у всех ружей "Грейфельт".

Очень удивляет, что данное ружье в регистрационных документах было записано как "Меркель", ведь хорошо заметная надпись "Грейфельт в Зуле" имеется также снизу на колодке за крюками. Серийный № 35925.

Данное ружье появилось в СССР после войны как трофей. Поначалу оно находилось у владельца, который его очень ценил и берег, и только после смерти перешло к нынешнему владельцу – молодому охотнику, который до настоящего времени ни минуты не сомневался, что "Грейфельт" – это филиал фирмы "Меркель".

Возможно, что ошибочная запись в разрешении на ружье появилась при первой его регистрации в 70-е гг., с легкой руки соответствующих чиновников, не очень хорошо разбиравшихся в тонкостях оружейного дела. Но и до этого времени также возможно появление ошибки, когда гладкоствольное охотничье оружие регистрировалось секретарем охотобщества, в котором состоял охотник, путем записи только в охотничий билет.

"Густлов"

Другое "меркелеподобное" ружье –"Зимсон" – по преданию было найдено первым советским владельцем в сбитом немецком самолете. Это ружье 12-го калибра со стволами длиной 680 мм, также имеет солидный настрел, но до сих пор высоко ценится нынешним владельцем за отличный бой.

Ружье имеет следующие надписи: слева на стволах – FLUSS-STAHL. KRUPP-ESSEN, а под цевьем – GUSTLOFF WERKE и соответствующие клейма испытания нитропорохом готового ружья, которое было выпущено в феврале 1941 года, серийный № 54020. Замки на ружье – коробчатые, фирма "Зимсон" редко выпускала модели с замками "Блитц", но в данном случае система "Энсон-Диллей" оправдана, поскольку в колодке &#1073