О патронах, снаряженных солью, мы слышим с детства. Только самим проверить эффективность такого снаряжения лень. Приходится обращаться к опыту коллег. Результаты тестов, проведенных журналом VISIER, создают исходную базу для собственных баллистических экспериментов. Главное — не пересолить.
Каждая традиционная культура имеет свои рецепты less-lethal снаряжений ружейных патронов. У нас – соль, у чехов и немцев – соль с нарезанной щетиной, в Трансильвании – рубленая на четыре части серебряная монета, за океаном — десятицентовые монетки из медно-никелевого сплава.
В Италии и сейчас в нерадивых сборщиков (и похитителей) лимонов стреляют крупной каменной солью.
Никакой политкорректности!
Прежде, до эпохи эластичных боеприпасов травматического действия, попросту –"резинки", даже полиция охотно употребляла патроны, снаряженные мешочками-"контейнерами", наполненными рисом или бобами.
Чтобы раз и навсегда внести ясность в вопрос о допустимости и эффективности подобных "спецсредств" было решено проверить их в условиях стенда. Тесты проводились в двух номинациях, условно назовем их less-lethal и non-lethal.
Первую группу составили патроны с легендарно высоким останавливающим действием, снаряженные в стиле Дикого Запада: монетками и рубленым свинцом.
Ах, как все это должно быть знакомо доморощенным "баллистикам", стреляющим по зайцам рублеными гвоздями…
Во второй номинации были воспроизведены наиболее известные несмертельные снаряжения: с каменной солью, свиной щетиной, душистым перцем-горошком и хлопьями жгучего перца-чили.
"Сиди, дыши, закусывай..."
Контрольную группу составили патроны фабричного производства SK Schoenebeck и Fiochhi, снаряженные соответственно, резиновыми пулями и картечью. Для домашнего снаряжения патронов служили гильзы калибра 12/70. Так как навеска нитропороха для снаряда в 4,5 г соли не предусмотрена ни в каких книгах, в качестве метательного заряда был избран куда более безопасный и эффективный в случаях подобных импровизаций дымный порох. Все патроны выстреливали из самозарядного ружья Benelli Super 90 M 3 со стволом длиной 470 мм, конструкция которого позволяет выстреливать любые калиберные боеприпасы.
Тесты состояли из трех этапов. На первом оценивали рассеивание снаряда на дистанциях 5, 10, 15 м. Для перца чили и щетины дистанцию ограничили до двух метров. На втором проверяли "травматическое действие" по мягким целям, для чего использовали блок баллистического глицеринового мыла, плотность которого воспроизводит среднюю плотность тканей человеческого организма. Применять подобную "усредненную среду" имеет смысл только для сравнительных испытаний, так как она не отображает структуры мышц, костей, внутренних органов. На третьем этапе проверяли действие пуль, картечи, шайб и рубленого свинца по твердым предметам и препятствиям. Для чего с дистанции 3 м обстреливали ими ДСП толщиной 19 мм.
Испытателям, равно как и экспертам, было нелегко определить верхнюю границу "несмертельного действия" для кинетической энергии эластичного снаряда. Уже снаряды с энергией соударения 80-100 Дж могут быть опасны для жизни. С другой стороны, известно немало случаев, когда человек без опасных для здоровья повреждений переносил попадание такого снаряда с энергией соударения и куда больше, чем 100 Дж.
В любом случае, стрелять по человеку пластиковыми пулями и картечью фабричного производства ближе 5 метров нельзя!
В процессе тестов были получены и обнародованы следующие результаты.
Резиновая (собственно – пластиковая) пуля длинной 27,5 мм и массой 4,5 гр. с дистанции в 1 м входит в баллистическое мыло в среднем на глубину 45 мм, а с дистанции 3 м – на 25 мм. С дистанции 3 м пуля оставляет на ДСП вмятину глубиной 1,5 мм и диаметром около 60 мм.
Показатель рассеивания на дистанции 10 м для группы из пяти пуль составил 18 см, Средняя скорость соударения на этой дистанции составила 175 м/с, а кинетическая энергия снаряда – 27,8 Дж. Для сравнения, энергия пули на дистанции 2 м достигала 130 Дж. Производитель ограничивает допустимую дистанцию применения данного боеприпаса травматического действия отрезком между пятью – двадцатью пятью метрами.
Заряд пластиковой картечи, состоящий из 15 графитированных (чтобы не слипались) шариков диаметром 8,5 мм и массой 0,6 гр. на дистанции 2 м развил среднюю скорость 243,2 м/с, а возможная суммарная энергия соударения снаряда на этой дистанции достигла высокого показателя 266,2 Дж. В пересчете на энергию отдельных картечин удельная величина оказывается куда более низкой – менее 20 Дж. Однако на дистанции 3 м отдельные картечины проникают в мыло на глубину до 28 мм. На дистанции 10 м шесть картечин попали в лист картона размером 35х40 см, На дистанции 15 м их количество уменьшилось до четырех попаданий в лист картона 60х70 см. Сфера применения данного боеприпаса по энергетическим показателям ограничена производителем отрезком между пятью – пятнадцатью метрами. Хотя на этой дистанции при рекомендуемом прицеливании в корпус нельзя исключить попаданий отдельных картечин в голову нарушителя.
Поскольку никто из испытателей не решился по такому случаю забить свою свинью-копилку, пришлось вместо денег довольствоваться подкладными шайбами размером 15х5,3х1,2 мм и массой 1,33 г. Снаряд из 15 таких шайб (На Диком Западе клали обычно 18 монет по 10 центов, отчего и пошло киношное понятие "доллар восемьдесят") имел массу 19,95 г и оказался на удивление стабильным в полете. Не сказался ли здесь эффект сквозного отверстия по центру? Во всяком случае, до отметки 12 м шайбы долетали рядышком, образуя рассеивание всего в 2,5 см. Затем они разлетались в стороны, так что уже на дистанции 15 м рассеивание составляло 120 см. Так как невозможно предсказать, под каким именно углом шайба попадет в цель рассчитать ее удельную энергетику невозможно. Как круг она имеет площадь 154,7 мм2, а как прямоугольник – всего 18 мм2. Поэтому поперечная нагрузка может составить и 0,0086 г/мм2 и 0,0739 г/мм2. Поражающее действие такого снаряда на дистанции до 10-12 м ничем не уступает традиционной ружейной пуле.
То же самое можно сказать и о рубленом свинце. Пока куски летят вместе их общее пробивное действие выше, чем у отдельных, отделившихся раньше, кусков. Так, на дистанции пять метров основная часть снаряда, летящая вместе, пробивает брусок баллистического мыла толщиной 50 мм насквозь. Однако отдельные куски застревают на глубине до 40 мм. Также происходит и с листом ДСП на дистанции 3 м, снаряд пробивает лист толщиной 19 мм насквозь, а отдельные куски застревают на полпути. Единственный вывод – чем крупнее куски, тем выше пробивное действие.
Даже лучшая, доступная на рынке свиная щетина из загривка дикого кабана, не летит подобно стреловидным убойным элементам и не вонзается в мишень. Даже на дистанции 2 м из около тысячи (!) щетинок длинной 18 мм только четыре вонзились в картон миллиметра на два. На дистанции 1 м щетинки входят в баллистическое мыло на глубину до 4 мм. Рассеивание щетины на дистанции 2 м составило 50 см2.
Не лучшими оказались результаты и у хлопьев перца чили. Те должны были проникать под кожу, а содержащийся в них капсаицин – вызывать сильное жжение. Хотя с дистанции два метра снаряд и обсыпал блок мыла полностью, но вглубь хлопья не проникали. Исключение составил только пыж, вошедший в мыло на глубину 15 мм. Легко представить себе как по-идиотски должен чувствовать себя человек, в которого выстрелили из ружья таким снарядом. Пламя и звук выстрела, ударная волна в лицо, запах серы и … ничего. Стрелок весьма рискует.
Перец-горошек, действующим веществом которого является пиперин, показал несколько лучшие результаты. В пыж-контейнер поместился снаряд массой всего 2,5 г. На дистанции 2 м перчинки входили в мыло на глубину до 10 мм, что в реальных условиях могло обеспечить выделение пиперина из раздавленных соударением перчинок непосредственно в раневой канал.
И, наконец, соль. В процессе снаряжения, ввиду высокой гигроскопичности каменной соли (до 1,5% примесей) негативно влиявшей на сухость порохового заряда, ее пришлось заменить очищенной солью (0,1% примесей). На дистанции 2 м крупинки соли проникали в ДСП на глубину до 5 мм, а в баллистическое мыло – до 25 мм. При условии использования дымного пороха и попадания в раневой канал наряду с солью и продуктов его сгорания, также – войлока пыжа, воспаление гарантировано.
Таким образом, из всех легендарных снаряжений только соль подтвердила свою эффективность в ходе теста. Приятно сознавать что авторы "Кавказской пленницы" не погрешили против истины. Однако следует со всей ответственностью предостеречь от использования подобных "травматических" боеприпасов домашнего снаряжения. Правовые последствия для вас могут оказаться куда более тяжкими, чем возможные телесные повреждения или потери собственности.
На украинском рынке разрешены к использованию и широко доступны в торговой сети боеприпасы травматического действия отечественного производства.