В Украине потребитель нарезного оружия с покупательной способностью менее 1000 евро для отечественной торговли как бы и не существует. Вместе с тем именно "реальные" охотники из сельской местности, а это судя по обращениям в редакцию журнала, немалое количество людей, исправно платящих членские взносы в УТМР, испытывают потребность в недорогом эффективном оружии для облавных охот на кабана.
Прежде потребности этой группы потребителей хоть в какой-то мере удовлетворялись предложением на рынке снятого с вооружения оружия военного образца. Однако, в меру развития законодательства об охоте военные калибры, будь то 7,62х39 или 7,62х54R, стали подвергаться остракизму.
Альтернативу им в условиях отечественного рынка могут составить только карабины иностранного образца калибров 8х57IS или .303 Brit. все еще имеющиеся на украинских складах, если не в Нежине, то в Шепетовке, и уж точно – в Артемовске. Именно переделанные в охотничьи карабины на основе системы К98k составляют основу предложения в нижнем ценовом сегменте, например, немецкого рынка нарезного оружия. Спрос на них в условиях ФРГ неуклонно падает, запасы оружия "из вторых рук" остаются невостребованными на рынке. Поэтому актуальным решением стала вторичная конверсия оружия: из охотничьего – в охотничье.
В качестве универсального охотничьего оружия для охоты скрадом или с вышки на копытных (европейского оленя или косулю) К98k имеет ряд существенных и трудно (дорого) преодолимых недостатков. Первой следует назвать сильную отдачу, такую как при выстреле из карабина образца 1938 г. пулеметным патроном с тяжелой пулей. Вторым недостатком является "перекидной" (слева-направо) предохранитель, препятствующий традиционной горизонтально-базовой установке охотничьего оптического прицела. Третьим является характерный "двухупорный" спуск со значительным усилием. Для полноты картины следует добавить и отчетливый щелчок предохранителя, вполне способный спугнуть зверя.
Устранить всю сумму недостатков одним махом и при цене за готовое изделие всего от 700 евро удалось оружейному мастеру Роланду Брюлю из Лимбурга. Прежде всего производитель определился с нишей на рынке. Желающие переделать дедушкин карабин 98 хоть во что-то, найдутся всегда. И этим "чем-то" вполне может быть… Правильно, угадали. Свинобой.
Оружие для облавных охот навсегда останется рабочим. Помнить о нем в пылу охоты не получится, а если и получится – то не в пользу охоты. Остается купить достаточно простой и прочный карабин и охотиться с ним, не огорчаясь от каждой новой царапины и забоины на ложе.
Для начала наш мастер обрезал ствол с 600 до 490 мм, взяв за образец очевидно отечественный КО 44. Карабин стал компактнее – общая длина, сократилась до 995 мм, как у хорошего штуцера. Качество нарезов в этой части ствола – в десяти сантиметрах от прежнего дульного среза, также было существенно выше. Но главным было другое. Обрезанный ствол стал на дульном срезе заметно массивнее. Его толщины оказалось вполне достаточно чтобы изготовить из него неотъемный компенсатор.
Отъемный не устраивал Брюля по целому ряду причин. Во-первых, добиться соосной посадки не просто и это ведет к удорожанию работы. Во-вторых, в случае даже небольшой несоосности ствола и компенсатора, кучность боя из такого короткого оружия с еще высоким давлением газов на дульном срезе будет неудовлетворительной. И все придется начинать заново – за свои деньги. В-третьих, клиент может потерять компенсатор и потребовать замены…
Поэтому Брюль аккуратно разделал ствол на глубину 40 мм и просверлил в стенках 24 отверстия различного диаметра – шесть рядов по четыре отверстия. Сохраняя оригинальный ствол пришлось пожертвовать открытым прицелом. Зачем рамка на 200 м для облавной охоты на кабана? Вместо открытого был установлен закрытый, с тубусом коллиматорный прицел, достаточно короткий для того, чтобы за его окуляром вполне мог совершать "свое сальто" предохранитель. Оригинальный УСМ был сменен на "одноупорный" фирмы Timney с усилием спуска в 1500 г. Деревянная ложа уступила место пластиковой от Ram-Line. И та и другая комплектующая отлично известны на рынке тюнинговых частей к модели 98.
В результате получился вполне приличный пятизарядный карабин под весьма эффективный охотничий патрон 8х57IS. При массе оружия без патронов и оптики всего в 3300 г (на добрый килограмм легче чем K98k в оригинальном – военном, исполнении), отдача субъективно не превышает отдачи от патрона спортивного снаряжения .308 Wincester. Оружие пристреляно на дистанцию 50 м, что вполне отвечает условиям облавных охот. (В Германии во время облавы на 200 метров не стреляют. Там, вообще стараются не стрелять на 200 метров, авт.). Средний показатель рассеивания патроном Seiler & Bellot с пулей SPCT массой 196 гранн, доступном также и на украинском рынке, составляет на этой дистанции не более 40 мм. Для ветерана К98k, помнящего даже великое отступление Вермахта в сезоне 1944-1945 гг., — это отличный результат. Во всяком случае, решение Брюля куда практичнее, чем случавшиеся в Украине, Белоруссии и России попытки конвертировать К98k в универсальный охотничий карабин, сохраняя оригинальный ствол.
При наличии сколь-нибудь нормально сохранившихся винтовок, например, чешского производства VZ 24, подобная конверсия может оказаться вполне рентабельной для мало-мальски толковой оружейной мастерской. Только где они, эти оружейные мастерские, "крутым" всякий импортный хлам "тюнингуют"…