Главная / 2008 / Оружие и охота №11

Народное ружье в Украине

Народное ружье в Украине

По числу владельцев гладкоствольного охотничьего оружия (около 800000 человек) — Украина занимает не последнее место в Европе. При сравнимой численности населения мы вполне можем поспорить за почетное третье место с Италией, Францией или Великобританией. Гладкоствольное охотничье ружье остается единственным значимым сегментом оружейного рынка в нашей стране. Если судить по количеству выданных разрешений, то с 1991 г. среднегодовой спрос на оружие стабильно держится вокруг отметки 50000 ед.

Такой массовый спрос имеет следствием концентрацию потребительского интереса в нижнем, наиболее массовом ценовом сегменте. Данная тенденция является здоровой для европейского оружейного рынка, на котором основная конкуренция сосредоточена в ценовом классе до 1000 евро. Какой же ценовой порог народного ружья в Украине?

Анализ предложения, проведенный в 2007-2008 гг. указывает, что таких порогов, собственно, два. Мы можем говорить о двух подгруппах: первой — в ценовом классе 3500-4500 гривен (все цены состоянием на август-сентябрь 2008 г.) и второй — в ценовом классе 6500 гривен и выше. Верхний предел довольно размыт, но он не простирается выше 9000 гривен, с этой цены начинаются уже ружья среднего разбора.

Далее следует суммировать и сформулировать требования к народному ружью в Украине. Говоря о "ружье" мы имеем в виду его классическую — двуствольную разновидность, будь то с горизонтальным или с вертикальным блоком стволов. Именно на примере "двустволки", широко бытовавшей у нас уже сто лет назад, можно наиболее отчетливо рассмотреть тенденции развития народного ружья за весь этот период. Тем более, что ружья начала века продолжают использоваться, и даже отстающими в технологическом плане они остаются вполне современными технически.

Прежде всего, надлежит уяснить, что понятие ружья дешевого разбора, которым оперировали оружейники в СССР еще в 1960гг., является безнадежно устаревшим по своей качественной составляющей. Именно с 1960 гг. производство ружей повсеместно в Европе стало все более основываться на современных технологиях, исключающих ручной труд даже при подгонке частей и сборке оружия. Данные технологии окончательно оформились к середине 1980-х гг. введением в производственные линии станков с ЧПУ. К середине 1990-х гг. они стали повсеместными в Европе.

Именно переход на новые технологии машинного производства сделал возможным перенос производства из традиционных оружейных центров Бельгии, Германии, а затем и Франции, Италии, Испании в новые центры оружейной промышленности: Японию, Бразилию, Турцию, Китай, Филлипины. Напомню, мы говорим о массовом дешевом оружии, производство которого в традиционных оружейных центрах ввиду роста стандартов потребления стало социально нерентабельным. Поэтому уже все равно где произведено ружье.

С точки зрения традиционных оружейных технологий основу производства двуствольного ружья составляет правка стволов, пайка блока стволов и пригонка стволов в колодку. Именно по качеству исполнения этих операций (например, полноте соприкосновения поверхностей в узле запирания) отечественные оружейники судили о качестве ружей еще в 1970-х гг. Так пытаются судить и сейчас.

Данный подход не учитывает ряда тенденций, изменивших охотничье оружие качественно. Материалы, из которых производятся стволы и колодки ружей, в значительной степени унифицированы. Можно говорить об одном сорте ствольной стали типа немецкой 42 CrMo4 (4140) и одном сорте конструкционного легкого сплава на основе алюминия 7075 Т-6. Изготовление стволов производится ковкой холодным способом на оправках. При обработке деталей оружия на станках с ЧПУ достигается такая точность и чистота обработки, которая делает ручную пригонку излишней. Скрепление стволов производится муфтой в казенной части — так называемый моноблок. Доминирующий тип оружия бокфлинт с запиранием на нижнюю планку и один подствольный крюк. Калибры унифицированы до 12/76 и 20/76. В калибре 12/76 стволы типа big-bore (tribore) с каналом несколько увеличенного диаметра, предназначены преимущественно для стрельбы стальной дробью. Основным типом дульных сужений являются сменные чоки. Они, как и пыжи-концентраторы призваны надежно нивелировать бой ружей. Живучесть оружия, о которой так пекутся отечественные покупатели, конструктивно ограничена многими тысячами выстрелов — из вполне здравого расчета на то, что пользователь будет интенсивно использовать ружье несколько охотничьих сезонов подряд, а потом все равно его заменит в силу целого ряда социальных причин.

Таким образом, ничего не остается от традиционных критериев, которые и тридцать-сорок лет назад были высосаны из пальца (стали следствием нашей бедности и бюрократических ограничений при покупке/смене оружия, принуждавших носиться с одной "тулкой" всю жизнь). Мой друг, когда ТОЗ-БМ стоили 16 рублей и предлагались в России в свободной продаже, сменил десяток, пока не нашел по себе.

Сегодня наш пользователь, находящийся в той же бюрократически и финансово стесненной ситуации, по-прежнему вынужден выдвигать невозможный для воплощения набор требований к ружью массового спроса, а потом жаловаться на рынок, реалии которого не отвечают его представлениям о нем.

Первое из невозможных в низшем ценовом классе требований — "сверхубойность" оружия, превышающая разумные дистанции стрельбы дробью, не простирающиеся по утке и зайцу далее сорока-пятидесяти метров, что бы там не твердили охотничьи байки. Следствием желания нарушить объективные физические законы внешней баллистики и сопромата является опасная кустарщина при выборе и снаряжении патронов. Между тем решение есть, но оно предлагается в следующем ценовом классе.

Второе в этом ряду — требование кучности, равномерности и согласованности боя при стрельбе дешевым патроном с концентратором. Обычно потребители, поглощенные этой idee-fixe, сосредоточенно разглядывают стволы через гильзу. Что они там хотят увидеть? Воплощение своих надежд... Может им, для начала, лучше на стенд походить. Но на стенд они не пойдут, а продавцам-консультантам крови попортят. К сожалению, отечественные дилеры еще не готовы продавать ружья с пробными выстрелами в тире. Остальное — лотерея, будем реалистами.

Третье требование, к сожалению, выдвигается только представителями немногочисленного редеющего племени могикан прежней охоты, к которому относится и автор.

Речь пойдет об эстетике оружия. Реально только на современном этапе развития технологий отделки оружия достигнута возможность создать действительно красивое и без кича массовое ружье. Результат, за который отечественные оружееведы ратовали десятилетиями, достигнут как раз тогда, когда это, похоже, уже никого из потребителей не интересует. Зато он интересует производителей. Анализ архитектоники колодок современных дешевых бокфлинтов показывает, что производители в целом пришли к одному типу. Господствующей на рынке является колодка итальянского типа. Причина понятна: оттуда же, из Италии, заимствовалась и технология.

Интересно, что именно в сфере ружейного дизайна на отечественном рынке произошел определенный конфликт вкусов между предложением и спросом, разрешившийся в пользу спроса.

Отечественный потребитель, воспитанный на диалектике ИЖ-27 и ТОЗ-34, в массе своей оказался не готовым принять светлые колодки ружей средиземноморского (романского) типа. Покрытие типа old silver finish на колодках ружей среднего класса в дешевых ружьях обычно имитируется матовым или блестящим хромированием. Альтернативой является более привычное нашему массовому потребителю черное хромирование. Черный фон колодки позволяет скрыть дешевую гравировку, исполненную в большинстве случаев накаткой и только в ряде турецких моделей — вручную (так называемая 15%-ная гравировка экономичных моделей). Смотреть на такое на белом фоне без содрогания невозможно. Самое обидное заключается в том, что производителю все равно, что накатывать. Мы имеем дело с заслуживающим сожаления выбором дилера.

На этом этапе маркетингового анализа мы подходим к ключевому моменту: корректности предложения с точки зрения критерия стоимость/эффективность.

В современных условиях международного разделения труда и трансфера технологий, по большому счету не важно: где, кто и из чего производит дешевые ружья. Предложение всегда превышает спрос, есть из чего выбрать. Но в этих же условиях крайне важно: кто и как их приобретает для ввоза на наш рынок.

Проблема насыщения рынка массовым оружием была решена в Европе на новом уровне, так же как и на прежнем. Торговые дома-оптовики нашли себе партнеров в новых центрах оружейной промышленности. При этом они по-прежнему в состоянии контролировать качество через большие объемы поставок, длительный период сотрудничества и объективные требования независимых контролеров в лице национальных испытательных станций, проводящих клеймение оружия перед поступлением на рынок страны (ЕС). Подорожание такой продукции, предлагаемой уже под торговым знаком оптовика, вполне компенсируется разницей между ценой турецкого или китайского производителя и покупательной способностью среднеевропейского потребителя.

Иначе выглядит ситуация в Украине. Приобретая оружие от немецких и итальянских оптовиков, фактически поделивших наш рынок с незначительным присутствием (уходящей) России и (идущей ей на смену) Турции, отечественные дилеры вынуждены накручивать и свою долю прибыли. Какова величина таких накруток, становится ясно при сравнении цен на интересующие нас в данном случае ружья одного и того же — турецкого производства. При базовой розничной цене турецкого ружья, например, Egemen, от 3500 гривен, цена такого же ружья, но попавшего к нам через США под торговым знаком Stevens, может достигнуть 9500 гривен. При этом они ничем, кроме надписей, не отличаются. (Подобное наблюдается и в среднем ценовом классе, о чем мы поговорим отдельно).

Причины этой тенденции объективны, они заключаются все в той же практике международного разделения труда, делающей богатого посредника между бедными партнерами неизбывным. Ни у турецких производителей, ни у украинских дилеров нет достаточных средств, чтобы установить прямые деловые отношения, хотя прогнозируемый объем рынка, казалось бы стимулирует такую инициативу.

Камень преткновения — объективная неспособность и тех и других обеспечить не то чтобы доминирование, хотя бы — присутствие, новых брендов в информационном пространстве Украины.

Только в сезоне 2008 г. в Украине нашелся дилер, представивший вниманию потребителей коллекцию ружей новой для Украины и очень интересной торговой марки Egemen.

Помимо таких исключений мы обречены покупать втридорога.

И не только ружья.