Не секрет, что наибольшую группу охотничьих карабинов-"болтовиков" образуют переделки винтовок военного образца системы "Маузер" 98. Однако, ошибаются те, кто воображает, будто в переделку годится любой оружейный хлам, который ему всучили "по знакомству" за 200 евро, вроде карабинов К98k военного производства. Вот уже сто лет оружейники всего мира охотятся за винтовками одной группы, произведенными для далекой латиноамериканской страны.
Бело-голубое знамя Аргентины
В конце XIX — начале XX ст. страны Латинской Америки вступили в очередной виток гонки вооружений. Поводом для него стало вековое чилийско-аргентинское соперничество. Содержание и течение этого процесса можно перефразировать словами известной песни: "Аргентина-Чили 0:0".
Что именно произошло 26-27 июля 1822 г. в Гуаякиле в ходе знаменательной встречи между Симоном Боливаром Освободителем и Хосе де Сан-Мартином мы никогда не узнаем. Тем не менее итог ее был решающим для судеб континента. Оба генерала разделили Латинскую Америку и очень несправедливо: все досталось Боливару.
Как следствие, единственной общенациональной политической силой в регионе на долгое время, вплоть до 1970-х гг. стала армия. А наций на пылающем континенте с каждым годом становилось все больше, каждый преуспевший в pronunciamento (военных переворотах) генерал, хотел непременно иметь свою.
Так, после поражения испанцев в последнем для них в Испанской Америке сражении при Аякучо в Перу (знаменитая "битва генералов" 09.12.1824) генерал Сукре двинулся в округ Чакрас и основал там Республику Боливия. Вскоре карта бывших испанских владений запестрела самыми экзотическими государственными образованиями, получившими нелицеприятную характеристику "банановых республик". Все они имели нерешенные территориальные проблемы друг с другом. Не стали исключением и Аргентина с Чили. Обоюдные военные приготовления, ввиду наличия нерешенных территориальных споров по поводу делимитации границы в Андах и Патагонки, имели следствием появление целого ряда отличных винтовок и патронов немецкого производства. Но первыми на этом рынке были все же американцы.