1. Патент Пипера
Среди оружейников с мировым именем в странах бывшей российской империи имя бельгийца Пипера сродни имени немца Зауэра. Оба они одинаково популярны, и как синонимом немецкого охотничьего ружья были ружья Зауэра, так с именем Пипер связывалось понятие о бельгийском ружье. Нет, конечно, были и более дорогие и качественные бельгийские ружья: Лебо или Дюмулен, Дефурин. Были и более массовые, причем тоже хорошего качества. Такие, как льежская мануфактура — ML или Франкотт, Лепаж, но кто их сейчас помнит. А вот о Пипере, да еще Баярде знают все.
Это имя врезалось в сознание нашего охотника еще с дореволюционных времен. Стоит сказать, что как и Зауэр, Пипер был особенно популярен среди охотников среднего достатка, то есть среди наиболее массовой их части, и что говорить, наиболее консервативной. Именно в этой среде наиболее живучи переходящие из поколения в поколение легенды и невероятном бое какого-нибудь дедовского или кумового ружья с названием Пипер-Боярд. И, по правде говоря, эти ружья справедливо заслужили свою славу.
Оружейная промышленность Бельгии как страны с развитой металлургией и металлообработкой получила особое развитие вооружая самую крупную армию Европы — армию Наполеона Бонапарта, так как Бельгия входила в его империю.
Однако она не подвергалась, как остальные страны, послевоенному кризису, и, утратив рынок военного оружия (сразу после разгрома Наполеона это оружие оказалось не особенно востребовано), переключилась на производство гражданского и охотничьего и быстро вышла на первое место в мире по объему его производства. Вплоть до Первой мировой войны маленькая Бельгия производила оружия больше, чем остальная Европа вместе с Англией, которая считала себя как бы обособленной от нее. Однако принято считать, что бельгийские оружейники достигли очень больших успехов в совершенствовании технологии производства, но конструкторы они были неважные. Пример Пипера как будто подтверждает это суждение, потому что известный не только как организатор производства и технолог, но и как конструктор Пипер был этническим немцем. И это неудивительно — область, где расположен всемирно известный центр оружейной промышленности, граничит с Германией и значительная часть ее населения составляли немцы. А город Льеж, в основном франкоязычный, они именовали Люттихом, что и писалось на выпускаемом там оружии. Но герой нашего рассказа Генри Пипер родился в Германии в 1841 году. После окончания школы и работы на небольшом металлообрабатывающем пред-приятии, он в 19 лет переезжает в Бельгию для ознакомления с тамошними технологиями машиностроения, и остается здесь насовсем. В 1866 году он, осознав перспективность оружейного производства, основывает собственную фабрику для изготовления пока еще деталей оружия. Производство быстро расширялось, и вскоре Пипер приступил к изготовлению, пожалуй, самой ответственной части любого ружья и винтовки — ствола.