Недавно в одном из номеров журнала "Оружие и Охота была опубликована краткая информация о ружье ИЖ-36. Период выпуска этой модели стоит того, чтобы на нем остановиться подробнее.
Начнем издалека. Когда-то гражданские и военные ружья конструктивно ничем не отличались, разве что наличием специального штыка вместо вставляемого в дуло багинета, который применялся в охотничьем оружии при охоте на опасного зверя. Но когда армейское оружие стало регламентированным, и изготавливать его требовалось по определенному образцу, то в России были построены заводы его производящие. Таких заводов было три — Тульский, Сестрорецкий и Ижевский, которые и обеспечивали стрелковым оружием армию и флот.
Снабжение же гражданского население легло на плечи частных фабрик, артелей и отдельных кустарей. Однако для России с ее огромными просторами их продукции катастрофически не хватало и приходилось значительную часть оружия ввозить из-за границы. Специфика работы казенных заводов такова, что их производство работает неравномерно. Наибольшая нагрузка на заводы приходится во время больших войн или плановых перевооружений армии.
Так, первый серьезный кризис на Тульском заводе проявился с 1816 года, когда практически перестали делать оружие для армии, потому что его скопилось с избытком. Казна денег не выделяла, рабочим платить нечем, да, впрочем, и не за что.
Тогда-то и возник вопрос о загрузке рабочих производством охотничьего оружия, однако ввиду специфики его производства заводоуправление на это не пошло. Последовало распоряжение артиллерийского департамента разрешить рабочим делать ружья самостоятельно на продажу. Следует сказать, что казенный рабочий был, в принципе, крепостным и без разрешения для себя ничего сделать не мог. Но сейчас его руки оказались развязанными, и он, чтобы прокормить свою семью, день и ночь клепал, охотничьи ружья, используя списанные или бракованные стволы и детали военных ружей. Завод охотно продавал все это со своих переполненных складов.
Но что это были за ружья! Качество их было отвратительное, тем не менее, они скупались перекупщиками и продавались на ярмарках дешево. Но вот начались нелады с Турцией, вылившиеся в крымскую войну 1854 года и завод вновь заработал в полную силу. Тут подошла кампания перевооружения армии берданкой первого и второго образцов и русско-турецкая война, потом снова перевооружение, так что было не до охотничьего оружия.
Те же обстоятельства помешали Ижевскому заводу выпускать охотничье оружие до окончания процесса перевооружения винтовкой Мосина. Однако вокруг Ижевского завода было много сел, в которых работали кустари, как и в Туле, "питаясь" с заводского "стола". Возникли фабрики, в том числе известные: Евдокимова, Петрова, Березина и др. делающие неплохие на общем фоне оружия кустарей ружья.
К 1902 году темпы производства винтовок Мосина на казенных заводах резко сократились. Учитывая изменившуюся обстановку, было решено для занятости рабочих и оборудования завода организовать участки для изготовления охотничьих ружей. Ввиду того что военное оружие теперь уже резко отличалось от гладкоствольного охотничьего, это оказалось непросто. Ведь надо было наладить машинное производство, чтобы конкурировать с дешевым, в основном, бельгийским оружием, захлестнувшим, но до конца не насытившим русский рынок. На тульском заводе на поток поставили курковую модель "Б" (была и модель "А", безкурковая, но ее стали производить позже), а на ижевском заводе в 1902 года стали полукустарно производить разные модели охотничьего оружия, в основном на заказ, но очень хорошего качества.
Ассортимент оружия был весьма обширным, начиная от уточниц 8 калибра, до "монтекристо".
Популярны были двуствольные штуцеры с запасной парой гладких стволов. Все ружья были с верхним ключом запирания, как курковые, так и безкурковые, а также большое количество переделочных из военных ружей Крнка и Бердана. Этими переделками, как и в Туле, кормились также многочисленные кустари.
На базе винтовки Бердана выпускались также и оружие гражданских калибров — 32, 40, 44 и под бердановский патрон, официально снятый с производства. Естественно, во время Первой мировой войны выпуск гражданского оружия прекратился.
После гражданской войны и последовавшей за ней разрухой производство охотничьего оружия в СССР возобновилось почти одновременно на Ижевском (1924 г.) и Тульском (1925 г.) заводах. Начали его с курковых моделей, при этом туляки продолжили выпуск уже освоенных изделий, производимых до войны (модель ТОЗ Б), а ижевцы освоили производство курковой одностволки по образцу американского ружья Ивер-Джонсон. И та и другая модели выпускались до 1941 года. Параллельно велись работы по доводке безкурковых ружей.
В Туле выпускались в небольших сериях ружья ТОЗ А, ставшие сейчас большой редкостью, а в Ижевске на заводе №74 после долгих доработок в 1934 году стали изготавливать ружье собственной разработки — ИЖ-БК 12 и 16 калибров.
Вероятно для упрощения механизма и усиления колодки, которая делалась для этого без вырезов, ижевцы отказались от распространенных взводителей курков, действующих при переламывании ружья, и ввели редкую систему взведения при помощи верхнего рычага затвора. До сих пор я только один раз видел подобную схему на французском ружье (фирмы не помню). Замки там были полные на боковых досках оригинальной системы. Ключ затвора верхний, но почти на сантиметр удлиненный, и угол отклонения его был заметно больше. При открывании ружья особого дискомфорта не ощущалось.
Существует много систем, где для нагнетания боевых пружин используется нижний рычаг или рычаг Дрейзе под цевьем, в этом случае рычаг получается еще длиннее и работа производится всей кистью. У французского "Идеал