Мацка Франц Иванович, чех по национальности, оружейник-штучник. Имел мастерскую в городе Петербурге. Рабочую деятельность начал в 1883 году. Изготовлял исключительно заказные штучные ружья высшего класса ценой 350-450 рублей. Стволы и замки, как оно было принято у мастеров-штучников того времени, выписывал из-за границы. Сборку и отладку оружия Мацка производил самостоятельно. В год делал около 15-20 ружей, всего за всю свою жизнь сделал около 380 экземпляров. Все оружие мастера отличает безукоризненная подгонка деталей, прочность, добротность и великолепный бой. Умер Мацка в 1907 году. Из ружей,созданных мастером, стреляют до сих пор.
Фальшивки стали неотъемлемым элементом нашей жизни. Они всюду, начиная от поддельных предметов искусства, до суррогатных продуктов питания и предметов первой необходимости. Мы носим одежду Adidas сшитую в Китае и питаемся сливочным маслом, которое таковым не является. И если за изготовление фальшивых ассигнаций еще можно понести суровую ответственность, то ничего не грозит, скажем, изготовителям фальшивого меда.
И так было всегда, возможно в меньшем масштабе. Товар, пользовавшийся спросом, порождал подделку под этим брендом. Например, фальшивых изделий Фаберже во много раз больше, чем оригинальных ювелирных изделий.
В оружии все точно также. Еще старые авторы Бехайм или Винклер предупреждали о подделках средневекового оружия. В наших журналах звучали предупреждения о фальшивых ножах китайского производства, копирующих изделия популярных фирм, или о фальшивых прицелах Leupold.
В поле зрения редакции попало ружье, подписанное фамилией, пожалуй, наиболее известного петербургского мастера Мацка, но которое, по мнению автора, является фальшивкой. Находка этого ружья достаточно романтична — оно было найдено при разборке старого дома — бывает же такое!
Ружье находилось в ружейном ящике (теперь говорят — кейсе) и отлично сохранилось, только левый ствол снаружи немного проржавел в первой трети от казенника.
При осмотре обнаруживаются все признаки ружья, изготовленного кустарно.
Ствольный блок 12 калибра имеет №180743 на обоих стволах и знак известнейшей в свое время бельгийской оружейной компании ML — льежской мануфактуры, которая использовала наряду со сталью, собственного, производства ML сталь коккериль с маркой "петух". Именно такое клеймо стоит на стволах с припиской Acier Universal. Имеются клейма предварительного испытания. Других клейм нет. На колодке четко выбит номер 8832 и тоже нет клейма окончательной пробы. Это характерно для кустарей, которым не хотелось посылать ружья на испытания, так как это влекло дополнительные расходы.
Стволы длиной 766 мм, оба чоки, довольно массивны, да и вес всего ружья не маленький, взвесить его не представлялось возможным.
Приклад английского типа изготовлен из ореха. На стволах сверху имеется насеченная золотом надпись F. MACKA V PETROHRADE. Сразу возникает лестное чувство, что ты прикоснулся к истории, в крайнем случае, русского охотничьего оружия. Однако внимательный осмотр экспоната дает повод сомневаться в этом. Сама конструкция и формы ружья явно австрийского типа, и хотя Мацка был по происхождению чех и такой дизайн якобы характерен для австрийской школы, однако ружья Мацка всегда были самой передовой конструкции, не режущие глаз своей архаичностью даже спустя сто лет в наше время. Форма и отделка ружья явно австрийских времен 1890-х гг., о чем говорит несъемное цевье, массивные наружные курки замков "в шейку" с затейливым контуром замочных досок, характерный ключ затвора, выполненный в виде "гада", выведенный на правую сторону колодки. Фигурная скоба в стиле Лефоше с роговым хвостовиком с резным завитком. Гравировка глубокая: растительный орнамент с рельефным изображением птиц, зверей, собак очень похожа на пражскую времен Лебеды, также характерна окантовка деталей довольно толстой золотой нитью, в такой же манере, но с четким орнаментом оформлены и казенные части стволов. Ружье выполнено очень тщательно, на высоком уровне, и не будь надписи на стволах, подумалось бы, что это стопроцентный "австриец". Но надпись? И тут первое свидетельство подделки. Какого бы уровня не было ружье, но подделывающий должен был знать, что мастер умер в 1907 (в некоторых источниках — в 1906) году, когда город, где он проживал, назывался Санкт-Петербург, а название Петроград получил после начала Первой мировой войны, кажется. И надпись выполнялась не на стволах, а на прицельной планке, где указывался адрес мастера: Кабинетская ул., д. 12. Кстати, Мацка подделывают часто, одна из ошибок неграмотных "подельщиков" заключается в неправильном написании адреса: Кабинетная ул. Ну, а может быть это более ранний Мацка, который еще стеснялся выпускать изделия под своим именем и не отошел от своей привычной австрийской школы в конструкции.
Но тогда вступает в противоречие второй признак — ствольный блок №180743 от льежской мануфактуры, ни о чем не говорит, ибо мы не знаем их порядка нумерации. Однако Ф. Мацка, работая с 1883 года, за свою жизнь изготовил около 400 ружей, чьи номера он не стеснялся выбивать на колодке и стволах рядом с клеймом со своим именем.
Это не может быть 8832. Случаются ружья, которые или сделаны частниками или после замены частей не имеют номера на колодке или стволах, и у которых потом, в наше время, прочеканивался номер, чтобы не было вопросов в МВД после указа 1970-х годов. Но для этого использовали бы номер стволов.
Третий признак: вся гравировка выполнена твердой рукой опытного мастера, в том числе и всечки золотом, однако надпись Мацка в Петрограде выпадает по стилю исполнения и качеству. Вероятно, не особенно квалифицированный мастер после этой всечки переворонил стволы, которые получили коричневый оттенок. Есть покрытие шоколадного цвета, но это характерно для более старых ружей и особенно дамаских стволов, покрытие же нашего ружья больше похоже на "ржавый лак".
Судя по всему подделка была изготовлена в 20-х годах, когда имя Мацки было еще на слуху, но деталей его жизни и особенностей работы не знали, так что такое ружье могло сойти у некомпетентных людей и за оригинал. Вопрос, что послужило основой (ружье №8832) для этой авантюры, к сожалению, остается невыясненным. Может быть, это был зарубежный штучник (ружье-то высокого класса), имя которого спилили, если оно было.
Пару слов о самом Франсе Осиповиче Мацка. Мацка учился у знаменитого Петербургского оружейника Гонно и уже в 1883 году стал делать оружие под своим именем и только под заказ. Как и все кустари стволы и заготовки других деталей он получал от лучших поставщиков из-за рубежа.
Любимой ствольной сталью были стали Бернара и Кильбы, однако стволы Коккериль он тоже использовал охотно. В мастерской Мацки работало несколько человек, в том числе получили известность Ружичка Б.Ф., Алешкин И.А., Маслов К.П. Но все ответственные работы Мацка делал сам. В год его мастерская выпускала 15-20 ружей, ценой около 350 рублей, конструкция была оговорена при приеме заказа, обычно это были модные тогда безкурковки, современной в то время конструкции, чаще всего 12 калибра.
Брался он и за изготовление штуцеров 400-500 калибра, которые были несколько дороже двустволок и за такую тонкую и кропотливую работу, как изготовление стволов типа парадокс, в том числе уникального парадокса малого калибра (24) по заказу с А. Батурлина, любители охотничьего оружия знают это имя. Изготовил он и прототип ружья Ивашенцова, 20 калибра, которое потом небольшой серией выпускали на ТОЗе в 1910-1913 годах и даже в советское время. Оформление ружей было обычно в английском стиле и гравировка аналогична, английские ружья были тогда в "моде".
Умер Мацка относительно молодым, став жертвой ДТП — попал под экипаж. Его мастерскую наследовал его любимый ученик Маслов Константин Петрович, который называл себя преемником Мацки и делал первоклассное оружие, а потом занимался (при советской власти) его ремонтом и умер в возрасте 95 лет в 1975 году.
Как иллюстрацию изделий школы австрийского направления изготовления и оформления оружия приведем фотографии, уже несомненно, ружья австрийского (а может чешского) мастера Карла Верлика, по стилю и исполнению похожего на ружья поддельного Мацка.
Ружье №3534 прошло испытание пороховой пробой в Вайперте (Чехия) на переломе 1913 и 1914 годов. Стволы предварительно испытывались в 1913 году, а готовое ружье в 1914 году.
Сказывается общее сходство обеих ружей, в том числе конструкция, замки в шейку, способ присоединения стволов к неотъемному цевью, такой же полный экстрактор, обильное оформление золотой нитью, крупный "пражский" рисунок гравировки. Но заметна и разница — верхний рычаг затвора, более современный, спусковая скоба, хотя и обладает такой же роговой фигурной отделкой, но уже простой, без завитков, формы. Курки, правда, архаичны, имеют на боевой поверхности углубления, которые были характерны для пистонных ружей.
Краткая характеристика — калибр 16, стволы цилиндрической сверловки длиной 750 мм, изготовлены из Барнарцовского звездчатого дамаска коричневого цвета. Соединительная планка не гильоширована, из дамаска. Вес ружья 2,9 кг, приклад темного ореха, гравировка — животные — очень рельефная, выразительная.
На замках золотом насечено K.WERLIK IN TOSCHEN. Как известно этот город в становлении чешской оружейной промышленности занимал видное место, в ХVI веке. В Европе были распространены ружья с колесцовым замком, отличающимся от ставших классическими немецких легкостью и небольшим калибром, которые выпускались в этом городе и были именованы "тешинками".
Ружье сохранилось хуже предыдущего. И не удивительно, ведь оно было все время (почти 100 лет) в работе, а не лежало в тайнике. Другой уже чисто исторический вопрос, кто, когда и при каких обстоятельствах положил его в тайник остался, увы, без ответа. Однако, даже в таком виде, ружье представляет значительный технический интерес.