Тяга к оружию
Увидеть казацкий костюм на жителе столицы уже давно не в диковинку, а вот чтобы с пистолем за поясом, да еще и в процессе заряжения настоящей пушки — "ноги сами несут" поинтересоваться, где такие раритетные копии делают.
Василий Басаргин, атаман общественной организации "Потомки Богдана Хмельницкого":
— В 2003 году на Сорочинской ярмарке я настолько проникся казацким духом, историей Украины, что захотелось собрать вокруг себя единомышленников. Честно, первое время приходилось туговато — по крупицам искали точную информацию в Интернете, исторических библиотеках, посещали архивы музеев. В Украине, к сожалению, вся литература по костюмам, боевым знаменам, оружию — в основном разрознена.
Первой серьезной работой мастеров стали 16 копий знамен 1651 года для музея "Хортица", оригиналы которых находятся в Эрмитаже.
С оружием пришлось проявить изобретательность — не только чертежи, сам металл для реконструкции тяжело достать.
Сегодня у нас работают три мастера-оружейника: Дмитрий Беляев, Александр Волошин и Валерий Базик. Многие модели создаются всем коллективом, а это более 60 человек, влюбленных в историческую реконструкцию. Знаете, главное ведь начать, а с остальным помогут справиться интерес и трудолюбие. Я вот за поясом гордо ношу пистоль и знаю, что это красиво и правильно сделано. Казаки ведь оружие уважали и тяга у них к нему была душевная.
Среди новинок прошлого, которые мы реконструируем — алебарды европейского типа XV века, насаженные на качественное сосновое древко. Для облегчения на них выполнены резные "завитушки" с гравировкой по металлу. Использовались алебарды при параде, однако на каждой стороне присутствуют и боевые элементы — наконечник для сбрасывания противника с коня, наконечник для нанесения колюще-режущего удара, рубящий наконечник. Такие копии сегодня украшают не только музейные экспозиции, а и являются декоративным оберегом при входе в частный дом.
Хитрые пазлы
К мастерам в любом деле нужен особый подход, а к оружейникам да еще реконструкторам — тем более. Никаких вопросов и фотосессий, исключительно живое общение в процессе работы. Так что суть некоторых деталей пришлось ловить на лету и запоминать главное.
Валерий Базик, мастер по реконструкции фитильного, огнестрельного и клинкового оружия: