Я стою на мосту над речкой, огибающей городской парк, смотрю на уток… Тут их круглый год десятка два держится. Они плещутся, играют, а у меня аж зубы скрепят, так стрельнуть хочется. Дергается палец, зудит плечо в предчувствии отдачи. А до открытия еще так далеко!!! Это чувство, несомненно, знакомо каждому охотнику, особенно теперь, когда запрет на открытие охоты по причине жары и пожароопасной ситуации неизвестно, сколько будет длиться. Вот и ругают охотники правительство на все лады, награждая чиновников всякими нелестными эпитетами. Но так ли уж не правы власти? По данным Госкомлесхоза с начала года в лесах произошло 1355 пожаров. В результате чего огнем было повреждено около 626 гектаров лесных массивов. А сколько выгорело травы в степях? Конечно, далеко не всегда, а, по моему мнению, даже очень редко, пожары случаются по вине охотников. Но разве докажешь тем, кто с достаточно степенью правоты хочет подстраховаться от случайностей? Наверно, и не стоит пытаться. Но вместо этого нелишне будет вспомнить и разобраться: от чего же случаются пожары.
Лесные пожары — горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон (период с момента таяния снегового покрова в лесу до появления полного зеленого покрова или наступления устойчивой дождливой осенней погоды).
Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.
В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В сухую погоду низовой пожар легко переходит в верховой, а верховой, в свою очередь, может распространиться на огромную площадь.
По интенсивности лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и силы ветра.
По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, сильного — свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний — до 100 м/мин, а сильный — свыше 100 м/мин.
Высота слабого низового пожара до 0,5 м, среднего — 1,5 м, сильного — свыше 1,5 м. Слабым почвенным (подземным) пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним — 25-50 см, сильным — более 50 см.
Существующие методики оценки лесопожарной обстановки позволяют определить площадь и периметр зоны возможных пожаров в регионе (области, районе). Исходными данными являются значение лесопожарного коэффициента и время развития пожара. Значение лесопожарного коэффициента зависит от природных и погодных условий региона и времени года.
Время развития пожаров определяется временем прибытия сил и средств ликвидации пожара в лесопожарную зону.
Следует отметить, что естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.
Отдельной проблемой стали выжигания сухой растительности на сельхозземлях (палы сухой травы), зачастую самими земледельцами. В последние годы именно от палов начинается большинство лесных и торфяных пожаров. Мне приходилось видеть участки лесопосадок, выжженных специально для дальнейшего земледелия. Видел я так же дедушек и бабушек, этим самым земледелием занимающихся. Но им, к величайшему сожалению, уже ничего не объяснишь. Они, либо закостенели в своих ошибочных убеждениях, которые касаются земледелия, в силу своего возраста, либо им глубоко наплевать на всякие там экосистемы. По крайней мере, эти земледельцы, могут объяснить свои действия. Гораздо хуже, когда люди молодые поджигают сухую траву или камыши просто так, ради забавы. Весной мне встретился такой поджигатель. Самой убийственной для меня фразой стала: я не думал, что в камышах могут быть утки или гнезда птиц. Этому удалось растолковать ошибочность его поступков. Правда, не особенно популярными методами.
Существуют еще несколько причин возникновения пожаров.
1. Многие сельскохозяйственные организации, годами находясь на грани выживания, прибегают к самому дешевому способу очистки сенокосов и пастбищ или утилизации отходов — выжиганию. Приходилось видеть, как по полю, после того, как убрали хлеб, ездит трактор, волочащий за собой подожженный скат.
2. Отсутствие просветительской работы в области пожарной безопасности и отчасти общий упадок образования привели к возрождению старых суеверий и ошибочных представлений о том, что выжигание способствует лучшему росту травы.
3. Упадок, особенно заметный во многих небогатых сельских районах, привел к лавинообразному росту правонарушений, в том числе к росту количества поджогов из хулиганских побуждений.
4. Последние два десятилетия характеризуются повышенными среднегодовыми температурами, более частыми и более интенсивными засухами, малоснежными зимами и другими климатическими факторами, способствующими травяным палам и вообще пожарам на природных территориях. При этом действие каждого из перечисленных факторов, способствующих росту частоты поджогов сухой травы, с течением времени пока лишь усиливается.
Основной довод защитников выжигания травы состоит в том, что такое выжигание прогревает почву и обогащает ее золой от сгоревшей травы, в результате чего на выжженных участках трава появляется быстрее и растет лучше. На самом же деле, эффект более быстрого роста травы в результате выжигания является кажущимся: сухая трава просто скрывает поначалу молодые зеленые побеги, и не выжженные участки кажутся серыми — в то время как на почерневших выжженных участках зеленая трава хорошо заметна. Почва от беглого травяного пожара прогревается совсем незначительно, но при этом находящиеся на поверхности или у самой поверхности почки и семена трав, а также полезные микроорганизмы уничтожаются, так что итоговый эффект от такого "прогревания" оказывается нулевым, а иной раз и отрицательным. Что же касается удобрения почвы золой — травяной пожар не добавляет ничего нового: минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, все равно попали бы в почву при разложении сухой травы (а летом, в тепле, она разлагается очень быстро). Лишь в сухих степях, где сухая трава может сохраняться на протяжении многих лет, травяной пожар способен незначительно обогатить почву доступными для растений минеральными питательными веществами — но исключительно за счет будущего, поскольку травяной пожар лишь изменяет доступность этих элементов, но не их количество в экосистеме.
О вреде травяных пожаров можно сказать или написать гораздо больше. Ниже приводятся основные аргументы против выжигания сухой травы, причем они относятся как к неконтролируемому, так и к намеренному, контролируемому, выжиганию.
1. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. Как уже сказано выше, травяной пожар не увеличивает количество минеральных питательных веществ в почве — он лишь высвобождает их из сухой травы, делает доступными для питания растений. Однако, при этом теряются азотные соединения (основная часть запасенного в растительности связанного азота высвобождается в атмосферу, становясь для подавляющего большинства растений недоступной), и мертвое органическое вещество почвы (образующееся из отмирающих частей растений, в том числе собственно сухой травы). Сокращение количества мертвого органического вещества в почве — это главный фактор снижения почвенного плодородия. Органическое вещество обеспечивает пористость и рыхлость почвы, ее влагоемкость, способность удерживать элементы минерального питания растений в тех формах, из которых они могут быстро высвобождаться в почвенный раствор (что особенно важно в период активного роста травы). Кроме того, органическое вещество во многом определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии — скрепленные мертвой органико