Прежде всего хочу признаться, что я вовсе не считаю себя особенным знатоком оружия. Да и пользователем его, если не считать службу в армии, я никогда не был. Помимо простого человеческого любопытства да еще необъяснимой мальчишечьей любви к оружию с тех времен, когда присутствие тира в каждом месте культурного отдыха граждан нашей необъятной Родины было обязательным, моими логическими рассуждениями движет то обстоятельство, что именно голова владельца является наиважнейшей частью любого оружия.
В прежние времена для нас, подростков, оружие и его создатели были окутаны неким ореолом тайны. В тиши научных кабинетов и грохоте цехов секретных заводов создавалось то, что впоследствии должно было стать надежным щитом нашей Родины. И плакаты в каждом общественном месте — "Не болтай! Болтун находка для шпиона!" или "Учись метко стрелять!".
Как бы то ни было, но режим секретности соблюдался свято. В первый раз автомат М.Т. Калашникова АК-47 весь мир увидел вместе с советскими пионерами и прочим гражданским населением во время показа художественного фильма "Солдат Иван Бровкин". Все, что так тщательно скрывалось и что так стремились узнать все спецслужбы мира, наблюдая в мощные бинокли и панорамные дальномеры за советскими пограничниками и их таинственным оружием, захечленным в брезент, оказалось во всей красе на широком экране. Что это, оплошность работников кино или сознательная диверсия? Ни то, ни другое. Отгремели бои на Даманском и, не желая сохранять секрет Полишинеля Советское правительство сделало широкий жест, а по существу звонкую оплеуху политическим противникам, продемонстрировав самое секретное стрелковое оружие ХХ века, которым уже была перевооружена армия, обеспечив ее неоспоримое превосходство в этом классе оружия над любым возможным противником.
Чтобы сейчас ни говорили о тоталитаризме и пропаганде, но военнопатриотическое воспитание действительно было на высоте, причем патриотизм был искренним. Военно-патриотическое воспитание помимо многих полезных вещей, включало в себя начальную военную подготовку, в ходе которой каждый прилежный ученик средней школы или студент ВУЗ-а имел возможность изучить конструкцию и овладеть навыками обращения с любым стрелковым оружием от винтовки Мосина и ППШ до пулемета Дегтярева и автомата Калашникова. Когда некоторые недоброжелатели говорят, что в Советском Союзе любая информация по устройству оружия якобы была недоступной и секретной, пусть полистают школьный учебник НВП. При всем нынешнем прогрессе большинство украинских подростков знакомится обращению с оружием исключительно в компьютерных "стрелялках".
Секретность действительно была, и вызвана она была реальным противостоянием различных социальных систем. Тогда стороны не очень то считались с международным правом, приоритетом и интеллектуальной собственностью. Брезентовый чехол на автомате в свое время был вызван такой же необходимостью, как и сейчас на новой модели "Мерседеса". Проверьте, что специалист оружейник лишь по внешним признакам, количеству и расположению осей и заклепок, ТТХ может определить особенности конструкции оружия. Не всегда, но может.
Рухнул железный занавес. Давно нет Советского Союза, но закончилось ли противостояние? Увы, нет. Несмотря на декларирование приверженности к обществечеловеческим ценностям и уважении международного права, в тиши научных кабинетов и гулких цехах секретных заводов продолжается нелегкая и кропотливая работа творцов современного оружия. Брезентовый чехол, как и прежде, ждет своего часа.