Главная / 2011 / Оружие и охота №6

Стрельба пулей

В. ГЕНЕЗОРОВ

Охота с винтовкой среди городских охотников и сельских — в непромысловых районах, распространена очень мало.

Главной причиной непопулярности винтовки является распространенное среди охотников мнение о какой-то особенной трудности пульной стрельбы, требующей от охотника "твердости руки", "меткости и верности глаза" и других качеств.

На практике же оказывается, что хорошим стрелком пулей можно сделаться легче, чем хорошим стрелком из дробовика. Необходимые теоретические познания об этом можно почерпнуть из этой книги; систематическая же тренировка зависит от самого стрелка и в конечном результате от его выдержки и настойчивости в достижении поставленной цели.

Мне хочется сказать еще несколько слов о том, как часто и на каких охотах применение винтовки окажется необходимым. Я воспользуюсь выпиской из предисловия, данного С. Качиони к моей книге "Как научиться метко стрелять пулей", изданной в 1926 г. журналом "Уральский охотник": "Применение пули на охоте бесконечно разнообразно и дает наслаждение, какого никогда не доставит дробь любого из существующих номеров.

В лесу то и дело приходится видеть или сидящего тетерева, или глухаря, к которым никак не подойти на узаконенные 50-70 шагов, или даже козла, а то и лося, которых можно было бы взять при наличии пули и умения пользоваться ею. На воде гусь и лебедь и даже хорошая кряковая, так часто не слетающая, спокойно сидят в ста шагах от берега, — все это великолепная и очень благодарная цель для винтовки или нижнего нарезного ствола у тройника.

В степи — дрофа, журавль, стрепет, а то и кумушка-лиса сплошь и рядом дразнят жадные взоры охотника на дистанции в 150— 200 шагов и далее, когда о дробовом выстреле нечего и думать, а с винтовкой при условии даже весьма среднего умения стрелять пулей все они могут считаться почти что в сумке охотника.

А всевозможные, подчас очень редкие, экземпляры пернатых хищников, украшающих собой сухие деревья в лесу или верхушки стогов в степи и поле?

А журавли, разгуливающие на горохе или чистых недоступных болотах?

А пеликаны и колпики, столь обычные на Каспийском побережье, и даже фламинго там же?

Впрочем, можно ли исчерпывающе перечислить все те интересные трофеи стрелка пулей, которые никогда почти не бывают. Если бы каждый охотник, где бы он ни жил, добросовестно припомнил хотя бы последний свой десяток охот, то с той же добросовестностью он должен будет признать, что едва ли не на каждой из них был (и подчас не один), случай, когда пуля немало увеличила бы и удовольствие охоты и тяжесть ягдташа.

Но пули не было, как нет ее сейчас у большинства охотников, хотя целый ряд охот и способов требуют, в сущности, именно пули, а не дроби.

Ведь вся весенняя охота, например, может быть проведена с одной даже пулей, кроме, тяги, само собой разумеется.

Осенью, при охотах с подъезда на тетеревей и из шалаша на них же, при охотах на глухарей на осинах и лиственницах, при охоте на дроф с подъезда и подхода и даже при охотах на пролетных гусей и лебедей на больших озерах и по пескам больших рек, — во всех этих случаях винтовка может оказать пользу во много раз большую, чем дробовик".

ОБ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ ПУЛЕЙ

Нужно ли родиться метким стрелком, или им можно сделаться при желании?

Остановимся подробнее на этом основном вопросе.

Меткость стрельбы из винтовки зависит: 1) от точности боя оружия, 2) от качества патронов и, наконец, 3) от самого стрелка. Опуская две первые причины, всем и каждому понятные, буду говорить только о последней.

В стрелковом деле, как и в любом другом, прирожденные способности имеют, конечно, значение, но талантов всюду очень и очень мало и поэтому, говоря о возможности научиться стрельбе, надо иметь ввиду обыкновенного, среднего по физическим и другим данным, человека.

Каждый человек может усвоить технику стрельбы путем продолжительного упражнения, т.е. много стреляя. Но вполне возможно добиться таких же результатов путем предварительной и систематической тренировки, даже без большого числа выстрелов.

Как это сделать, будет объяснено ниже.