Hекоторые государственные люди и отличные офицеры, ныне удалившиеся из армии, положили основание усовершенствованию военного искусства в Англии различными учреждениями для тактических и других упражнений, столь необходимых для военных людей, занялись образованием школы для стрельбы в цель. Мы твердо убеждены в том, что важные улучшения, последовавшие в ручном огнестрельном оружии существенно изменят в будущем и тактику, и калибр и самое употребление полевой артиллерии, потому что никакая колонна никаких войск не решится приблизиться на 450 или даже на 500 саженей к неприятелю, вооруженному штуцером и совершенно умеющему владеть им... А насколько же осмелится приблизиться к нему батарея 9 Фунтовых орудий?
Если даже несчастное кремневое ружье препятствовало в прошлые времена рукопашному бою, то отличный штуцер тем более будет препятствовать этому еще в большей степени и тем самым придаст и стратегий и тактике еще большую важность.
Наши благоразумные соседи французы уже несколько лет занимались усовершенствованием штуцера, даже прежде чем в Англии обращено было на этот предмет какое-нибудь внимание. Тем не менее мы не спешим из этого сделать вывод, что наши военные власти заслуживают порицания, — поскольку следует помнить, что были знаменитые военные имена, принадлежавшие к старой школе, которые упорно поддерживали старое ружье и имели достаточно влияния для того, чтоб оставлять его неприкосновенным вплоть до 1852 года, когда впервые произведены были в Англии успешные опыты над штуцерами Минье.