"Куба Либре"…
Это хороший ром с хорошей кока-колой. Со слов тех, кто там побывал — Куба прекрасная страна. Понимаешь Колумба, который увидел здесь мир, каким он выглядел после сотворения. Горные пейзажи Сьерра-Маэстры выглядят так, что ежеминутно ожидаешь появления среди деревьев головы динозавра, придуманного Спилбергом.
У кубинцев хорошая урбанистическая традиция — оставлять все, как было. В Санта-Кларе, городе, где началась слава команданте Че Гевары, и где он, наконец, обрел покой, в гостинице даже не замазаны алебастром отверстия от пуль. Не говоря уже о смене сантехники… Это производит впечатление.
На Кубе память о революции — источник небольшого, но постоянного дохода. Возле "Гранмы" к вам обязательно подойдет "ветеран" той высадки, чтобы о ней рассказать — всего за пару долларов. В Гаване, в музее революции выставлены восковые фигуры команданте Че и Камило Сьенфуэгоса, их головные уборы и оружие.
Оружие обоих удивит даже человека компетентного. На фото с Фиделем Сьенфуэгос вооружен пистолет-пулеметом Ингрэм М6, (Police) поставлявшимся в начале 1950гг. на Кубу. Обычно, с Че Геварой связывают карабин М2 — с ним он изображен на знаменитой фотографии — верхом на муле, с ним он был в Боливии, с ним он увековечен на памятнике в Санта Кларе. Между прочим, на Кубу карабины, и то — М1, американцы официально поставляли всего раз — в рамках программы военной помощи МАР, пришедшей на смену "ленд лизу" в 1951-1963 гг. — целых 118 штук. На диораме Камило и Че вооружены карабинами М1. В отношении первого это верно, в музее выставлен его карабин с передельной ложей. А рядом — "Кристобаль" Че. Это оружие имеет свою историю.
Генералиссимус Трухильо и доминиканская армия
Когда войска США в 1916 г. оккупировали Доминиканскую республику — из-за угрозы дефолта по внешним долгам, — ее вооруженные силы насчитывали 461 генерала и 479 полковников, а также 2 батальона солдат штатной численностью по 382 человека, кавалерийский эскадрон — 162 чел., роту артиллерии — 110 чел., гвардейскую роту — 110 чел.
Взамен, для поддержания какого-либо порядка в сельской местности, где его никогда не было, американцы в 1918 г. создали Доминканскую национальную гвардию. Среди первых в нее вступил Рафаэль Леонидас Трухильо Молина (1891-1961 гг.), сын сержанта испанской армии, родом канарца и женщины смешанного гаитянского происхождения. К этому времени молодой Трухильо успел поработать телеграфистом, стать бандитом и побывать в тюрьме. Он впечатлил рекрутеров и уже в декабре 1918 г. был назначен младшим лейтенантом, а 11 января 1919 г. — лейтенантом, пятнадцатым в списке из шестнадцати первых лейтенантов гвардии.