Дикий, разумеется. Хотя и птенцов домашнего индюка с недавних пор приобрести стало не просто. Разведение индюка в арендованных угодьях "иншых корыстувачив" — а попросту, в "прихватизованых" охотничьих хозяйствах "новых украинцев", обогатит их, прямо скажем — небогатую и не зрелищную охотничью фауну. Не секрет, что большинство угодий, недоступных для рядовых охотников, превращаются, попросту говоря, в "свинарники". Культивирование в них стад дикого кабана наносит ущерб всей окружающей среде. Да и владельцу, пардон — "арендатору", похвастаться перед своими нечем — ну, кабан. Как у всех.
А индюк — это уже эксклюзивная дичь с далеко ведущими международными связями. Биологический материал — попросту, оплодотворенные яйца дикого индюка (Meleagris gallopavo silvestris) проще всего приобрести у американских организаций, занятых его разведением и объединенных в National Wild Turkey Federation. В США накоплен огромный опыт разведения индюка и возвращения его в дикую природу. Каких-нибудь восемьдесят лет назад США в смысле экологической культуры находились на таком же примитивном уровне, как и Украина. Большинство не коллективизированного и не электрифицированного фермерского населения думало только о том, как взять у природы, ничего не давая ей взамен, кроме навоза. В начале 1930 гг. численность дикого индюка на континенте оценивали едва в 30000 особей.
Сегодня его численность в США, Канаде и Мексике оценивают более чем в семь миллионов особей. Индюк успешно акклиматизирован даже на юге Канады, на широте Днепропетровска.
Попытки акклиматизировать дикого индюка в Европе предпринимались неоднократно. Для нас интерес представляет опыт Германии, где индюка акклиматизируют на той же географической широте, что и Киев и в похожих природных условиях. В 1934 г. индюк, как охотничий вид, был внесен в остающийся образцовым и сегодня имперский закон об охоте. Но советский солдат-победитель довольно быстро справился с индюком на востоке Германии, в Австрии и Чехословакии. И это было политически верно — незачем пропагандировать американский способ жизни.
С 1957 г. в Западной Германии, где индюк также признан охотничьим видом, было предпринято 11 попыток его акклиматизации. Не все из них были удачны — о причинах ниже. Первоначально успеха достигли в федеральной земле Северная Рейн-Вестфалия, в лесничестве Боннингхарт. В смешанном лесу площадью 1000 га, расположенном на левом берегу Рейна, первые индюки появились при посредничестве консула США. Двух самцов и четырех самок подарила Pennsylvania Game Comission. К 1965 г. в угодьях насчитывалось уже 300 индюков, но затем, в течение семи лет популяция сошла на нет. Более успешным оказалось разведение индюков в угодьях Коттенфорст, там же, в Северной Рейн-Вестфалии, в районе Бонна. Туда в 1958 г. Pennsylvania Game Comission передала 200 яиц. В 1967 г. был основан клуб местных владельцев охотничьих угодий, которые решили объединить свои возможности для разведения индюка. Желающих набралось 10 человек. Центром стали шесть угодий, общей площадью 3000 га, откуда индюки распространяются в периферийные угодья.