Февральский номер российского журнала «Оружие» невольно вынудил меня изменить своим творческим планам. Причиной тому стала очередная статья Алексея Тарасенко «Свободный затвор с присоединением ствола».
Пару лет назад я уже вкратце касался темы технического творчества А.Тарасенко на ниве конструирования огнестрельного оружия, даже отправил в адрес редакции журнала «Оружие» пару-тройку своих статей по этому поводу. Ответная реакция со стороны редакции была весьма не однозначной — от одобрительного мнения главного редактора, мол, для журнала крайне важны живые мотивированные отклики читателей, до крайне негативной позиции занятой ответственным секретарем редакции, мол, подобные статьи вредны, поскольку подрывают непререкаемый авторитет многоуважаемых представителей прославленных династий оружейников и российской оружейной науки в целом.
То, в какой форме это было высказано, оставляет мало шансов для честного партнерства.
Как автора, меня мало волнует их подковерная возня с выяснением вопроса: кто главнее в определении редакционной политики журнала «Оружие», ведь на этом издании мир клином не сошелся.
Намного важнее интересы простых читателей, особенно тех, кто живо интересуется вопросами работы оружейной механики и перспективами ее развития.
Поскольку у меня нет ни малейшей уверенности в том, что моя статья «Сотый неудачный вариант» была передана редакцией, определяющей круг творческого общения А. Тарасенко, непосредственно ему, то у меня нет и оснований утверждать, что высказанные мной критические замечания послужили причиной внесения кардинальных изменений в конструкцию его пистолета.
А. Тарасенко стал настолько своим автором для журнала «Оружие», что его последняя статья вышла в свет без комментариев экспертов. То ли они уже смирились с его гениальным творчеством, то ли редакция привычно решила попросту сэкономить на оплате их труда. Так или иначе, но в интересах читателей я решил восполнить этот пробел.
Неуемная техническая фантазия подтолкнула А. Тарасенко пройти за годы своего творчества очень большой, и, видимо, нелегкий путь, совершая на нем столь же много важных для него открытий и даже получая при этом патенты, которые, по его мнению, должны были бы возвеличить российскую оружейную науку.
Я не стану повторяться, описывая эволюцию его технических убеждений, а сразу же перейду к его последнему открытию — «новому принципу работы автоматики» названного А.Тарасенко «свободным затвором с присоединением ствола».
Как лаконично его описывает автор изобретения — «совместный ход затвора и ствола происходит не в начале отката, а в конце — перед ударом в рамку». Прежде всего отмечу тот факт, что по приведенному описанию взаимодействия деталей оружия можно узнать принцип работы автоматики, заложенный в основу таких моделей российского оружия как ОЦ-23 «Дротик» и ОЦ-33 «Пернач», разработанных в 1995-1996 гг. в Тульском ЦКИБ СОО И. Стечкиным с конструкторами его группы А. Бальцером и А. Зинченко.
По информации журнала «Солдат удачи», автором этого изобретения считается Стечкин, в обоих образцах оружия затвор, не доходя до крайнего положения отката, соударяется с подвижным, массивным стволом и откатывается уже совместно с ним.
Не берусь спорить о приоритете, но аналогичное решение использовано в конструкции пистолета Five-seven, с 1998г. выпускаемого компанией Fabrique Nationale d'Armes de Guerre в бельгийском городе Херстале