Главная / 2013 / Оружие и охота №5

Оружие из Дарры

История оружия

Глазам туриста город Дарра предстает, как возведенная на холме «неопрятная деревня из единственной улицы, застроенной глинобитными и каменными домами». Согласно путеводителю, основной бизнес жителей — оружие, а второй — транспортные перевозки. Заглянем за кулисы…
«Дарра Адам Хель (англ. Darra Adam Khel) — город в Пакистане, один из самых крупных в агентстве Оракзай. Дарра Адам Хель находится в Федерально управляемых племенных территориях, недалеко от границы с Афганистаном»…
Город Дарра расположен на дороге между Пешаваром и Кохатом — в 40 километрах (и сорока минутах езды от Пешавара), в зоне пуштунских племен — The Federally Administered Tribal Areas (FATA). Дарру контролирует клан Адам Хель племени африди. Территория эта относится к Агенству Орказай.
До декабря 1973 г., когда это агентство было создано, территория входила в состав провинции Khyber Pakhtunkhwa (урду — область пуштунов, известна как North-West Frontier Province — Северо-западная пограничная провинция). Таким образом, агентство Орказай — племенной анклав внутри нормально администрируемой пакистанской провинции. Создал его Зульфикар Али Бхутто в бытность премьером по настойчивым просьбам орказаев, которым надо было с чего-то кормиться — пуштуны контролируют дороги, а шоссе Пешавар — Кохат обещало быть хлебным….
Однако города Дарра Адам Хель в списке населенных пунктов Агентства Орказай мы не найдем — город находится в «пограничном районе (FR) Кохат». Эта «небольшая административная единица в федерально управляемой племенной территории». Если политический агент, например, в агентстве Орказай является «административным руководителем племени, представляет президента Пакистана и назначается губернатором провинции Хайбер-Пахтунхва», то «администрирование пограничным районом» в нашем случае — FR Кохат, «находится в ведении офицера районной координации соседнего округа Кохат провинции Хайбер-Пахтунхва. Общее управление пограничных регионов осуществляется через секретариат племенных территорий, расположенный в городе Пешаваре».
Согласно одному из докладов американских спецслужб «политические агенты повсеместно считаются коррумпированными бюрократами гражданской службы Пакистана». Некоторые источники утверждают, что «Дарра находится внутри Пакистана, но за пределами пакистанского закона и несколько за пределами понимания». Таким образом, в Дарре законы Пакистана действуют в той мере, в какой это выгодно и уравновешиваются их неисполнением и коррупцией. В той или иной степени можно считать, что она является свободной экономической зоной…
Средний доход на душу населения в 2010 г. составил 663 доллара, только 34% домашних хозяйств удалось подняться выше уровня бедности. В рамках предложенного Правительством США проекта по борьбе с терроризмом с целью региональной экономической интеграции в зоне племен Пакистана, предлагается создавать т. н. Reconstruction Opportunity Zones (ROZs). Они видятся прожектерам как «центры экспортно-ориентированного производства и свободной торговли (дьюти фри)». Им предлагают торговать, в частности, текстилем — в лучших традициях американской демократии для стран «третьего» мира: интересы Америки прежде всего. Впрочем, оно и понятно... Кто печатает деньги, тот и музыку заказывает...

Оружие из Дарры

Что представляет собой современное оружейное производство в Дарре — помимо рассказов туристов и для туристов? Производят казнозарядное оружие афридии с 1897 г. Англичане закрывали на это глаза — в обмен на свободу перемещений по основным дорогам, да им оно и не мешало. Произведенные кустарным образом винтовки уступали по качеству британским, и не могли быть военным оружием, но вполне годились для использования местными племенами. В настоящее время живучесть ствола автоматической винтовки калибра 5,56 мм, произведенной в Дарре и внешне напоминающей М16, не превышает 300 выстрелов. Что и понятно — стволы в Дарре традиционно делают из осей для колес грузовиков.

Новый этап развития оружейного производства Дарры начался в 1930 гг. когда здесь появились квалифицированные оружейные мастера, которые начали производить магазинные винтовки Ли-Энфильд, а затем и Маузер. Оружие собирали в основном из частей неисправного, а также — перестволивали. Известны винтовки Р-14 (.03) и Р-17 (.30-06) со стволами 8х57, изготовленные в Дарре. В Пакистане действуют ограничения на калибр охотничьих и «спортивных» винтовок, в качестве «гражданских» разрешены только некоторые калибры, не используемые в ВС страны. В частности, запрещены калибры .223, 7,62х39, 7,62х51.

Серьезный промышленный и торговый бум начался в Дарре в 1980 гг. Огромное количество оружия и боеприпасов советского образца из Афганистана наводнило рынок. В 1987 г. патрон 7,62х54R стоил — 0,25-0,3 рупии — 10 патронов — 3-4 рупии, двадцать штук — 1 доллар. Даже сегодня патрон 7,62х54 стоит около 30 рупий/0,35 долл. за шт., по нынешнему курсу — 3 шт. — доллар! Для сравнения, основной гражданский патрон в Пакистане — 7х57, предлагается по 40 рупий/0,46 долл. за штуку,

Пулеметные стволы к ПК сделали возможным массовое производство относительно качественного оружия советской калиберной группы 7,62 мм (в Пакистане — .310) от целевых винтовок на базе П14 до пистолетов ТТ. Производство было довольно выгодным. Так, например, в 1987 г. затворная группа Р-14 или Р-17 стоила 2500 рупий, ствол от ПК — 900 рупий, винтовка — 4-6 тысяч рупий.