Продолжение. Начало см. «Оружие и Охота» №№ 5-11, 2007 г.№6, 2013 г.
Таким образом, система Федорова была подвергнута не только комиссионному и полигонному испытаниям, но и войсковому.
Ввиду благоприятных результатов всех этих испытаний, изложенных в журнале Оружейного отдела №381 за 1916 г., начальник ГАУ в сентябре этого же года приказал рассмотреть вопрос о заказе автоматов.
Оружейный отдел признал необходимым заказать 25000 автоматов В. Федорова одному из частных заводов. В случае, если бы ГАУ не удалось подыскать ни одного надежного частного завода, которому можно было бы дать на приемлемых условиях указанный выше заказ, то для размещения его в таком случае, по мнению Оружейного отдела, необходимо найти несколько небольших частных мастерских, организовав, кроме того, при стрелковой школе особую мастерскую для производства наиболее ответственных частей и окончательной сборки автоматов с тем, чтобы организация всего этого дела с выбором мастерских и налаживанием всего производства была бы возложена на В. Федорова (к тому времени был уже отозван с фронта одновременно с другими изобретателями). В последнем случае заказ мог бы быть ограничен лишь 5000 экземпляров, так как при изготовлении автоматов в небольших мастерских, не приспособленных для изготовления точных изделий, большой заказ, безусловно, растянулся бы на очень долгий срок и потребовал бы громадных усилий для объединения всего дела.
Переговоры ГАУ с частными заводами не дали, однако, удовлетворительных результатов вследствие незначительности опытного заказа, причем заводчикам по их заявлению было рискованно тратить громадные суммы на одну установку производства. Крайняя необходимость снабжения русской армии ручными пулеметами или автоматами, которых требовалось всего около 110000 экземпляров (см. главу VIII), понуждала ГАУ принимать особые меры для размещения этих заказов.
Заграничный рынок был полностью использован на заказ ручных пулеметов (Шоша — 20000, Льюиса — 10000 пулеметов); других автоматов, кроме В. Федорова, система которого была притом широко испытана, не было; что касается автоматических винтовок, то Браунинг был по ту сторону фронта, Ф. Токарев, работавший в это время на Сестрорецком оружейном заводе, занимался дальнейшим усовершенствованием своей винтовки, выдержавшей лишь первоначальное предварительное комиссионное испытание над единичным экземпляром.
Ввиду этого начальник ГАУ приказал дать заказ Сестрорецкому оружейному заводу при условии некоторого сокращения сдачи 7,62-мм винтовок, а именно с 14000 (производительность в то время завода) до 10000 в месяц; такое уменьшение сдачи считалось уже тогда возможным ввиду значительного улучшения общего положения по снабжению армии винтовками.
Для установки производства Оружейный отдел выбрал автомат под японский патрон по нижеследующим соображениям:
1. Образец калибра 6,5 мм, сконструированный по одной и той же системе с 7,62 мм, помимо меньшей отдачи и меньшего нагрева ствола при стрельбе японскими патронами обладал следующими преимуществами по сравнению с 7,62 мм: