Главная / 2000 / Оружие и охота №12

Перспективы развития ручных пехотных гранатометов

Арсенал

Более рациональным решением считается массо-габаритная оптимизация данного вида оружия. Это направление совершенствования является наиболее перспективным, поскольку с момента внедрения в войска гранатометов так и не было проведено сколько-нибудь серьезной их модернизации. Опыт использования гранатометов в ходе боевых действий показывает, что у них есть явное преимущество перед малокалиберными образцами артиллерии — это обеспечение высокой мобильности военнослужащего при резко возросшей индивидуальной огневой мощи. Однако достигнутая боевая эффективность является далеко не максимальной для данного вида оружия.

Так, огневая мощь подствольных гранатометов (дальность и точность стрельбы, скорострельность и т.п.) все еще оставляет желать лучшего по сравнению со станковыми гранатометами, для которых высокая мобильность является весьма условным понятием.

Станковые гранатометы очень хорошо приспособлены к ведению точного, эффективного огня только с заранее подготовленных, хорошо защищенных позиций на дальность до 1000 м и более, а из-за плохой мобильности, обусловленной большой массой и невозможностью вести огонь, находясь в движении, боевой расчет легко уязвим во время маневренного встречного боя, на открытых позициях и при близком (менее 500–800 м) огневом контакте с противником. Личный состав, обслуживающий станковые гранатометы, несет в таких случаях неоправданно большие потери.

Предполагается, что в дальнейшем повышение мобильности военнослужащего можно достичь за счет создания гранатомета, сочетающего в себе основные достоинства станкового и ручного. Гранатомет следующего поколения должен быть достаточно легким (до 10 кг) и обеспечивать автоматическую или полуавтоматическую стрельбу бронебойно-осколочными гранатами с необорудованных позиций на дальность не менее 1000–1500 м.

Сегодня в разных странах мира в этом направлении ведутся интенсивные исследования. Так, в США в целях устранения имеющихся недостатков и повышения боевой эффективности гранатометов разрабатываются ручные и станковые гранатометы нового поколения — оружие пехоты индивидуального — OICW (Objective Individual Combat Weapon) и группового — ОСSW (Objective Crew Served Weapon) назначения. Работы над их созданием проводятся с учетом самых перспективных технологий и не использовавшихся ранее принципов (Зброя та Полювання, №5, 2000).

По расчетам американских специалистов, при допустимом значении импульса отдачи заданная эффективность ручного гранатомета OICW может быть достигнута при использовании гранаты массой 100–150 г, калибром 20–25 мм, начальная скорость которой составляет 115–155 м/с. Опытный образец 40-мм полуавтоматического гранатомета фирмы "Аэроджет" обеспечивает дальность стрельбы до 1000 м гранатами массой 140 г с начальной скоростью 152 м/с. Расчеты показывают, что масса этого гранатомета должна составлять не менее 10 кг.

Для ОСSW определены следующие параметры: масса со станком и прицельными приспособлениями — не более 17,2 кг, эффективная дальность стрельбы по легкобронированным целям — не менее 1500 м, по пехоте — 2000 м. В целом таким требованиям отвечает опытный образец 30-мм автоматического гранатомета фирмы "Аэроджет". Его масса 19,5 кг, начальная скорость гранаты массой 150 г — 457 м/с*. Импульс отдачи в момент выстрела не превышает соответствующий показатель у пулемета М2.

Новое семейство этого оружия планируется принять на вооружение армии США до конца 2008 года. Оно заменит состоящие на вооружении 40-мм автоматический станковый гранатомет Мk19 и 40-мм ручной подствольный гранатомет М203.

В России основными направлениями совершенствования гранатометов являются постепенная модернизация АГС-17 и создание ручного оружия, сочетающего в себе достоинства станкового и подствольного гранатометов. В начале 80-х годов конструктором А.Ф. Барышевым на базе АГС-17 "Пламя" был разработан и испытан переносной 30-мм автоматический гранатомет АРГБ-85 с оригинальным полусвободным затвором под штатный выстрел ВОГ-17. Масса оружия с 5-зарядным магазином, расположенным над ствольной коробкой, составляет 16,5 кг. Прицельная дальность стрельбы гранатой массой 280 г —1700 м. Видно, что по этим показателям АРГБ-85 удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым американскими специалистами к ОСSW. Снижение импульса отдачи, воспринимаемого стрелком, обеспечивается разнесением во времени энергии отдачи выстрела полусвободным затвором. Однако реализуемая в действительности энергия отдачи данного гранатомета все же превосходит приходящееся на одиночный выстрел эргономически обоснованное допустимое для автоматического оружия значение равное 20 Дж. По нашим оценкам, она превышает 30 Дж. Поэтому безопасную для стрелка прицельную стрельбу из такого гранатомета можно вести только из положения лежа с сошек или стоя с упором в бедро. Кроме того, на точность стрельбы в движении негативно влияет большая масса оружия (16,5 кг), верхнее расположение весьма громоздкого неудобного магазина, затрудняющего эффективное прицеливание и, наконец, большой путь (200 мм) массивного (1,7 кг) затвора, который перемещается из заднего положения к стволу вместе с подаваемым им в ствол очередным выстрелом после нажатия стрелком спускового крючка, что является следствием использования в данной конструкции ударно-спускового механизма "заднего" шептала. В силу этого стрелку следует фиксировать прицел после нажатия на спусковой крючок на протяжении не менее 0,1–0,2 с, что при данной массе и перемещающихся внутри гранатомета затворе и гранате, делает точную стрельбу практически невозможной. Эти и другие менее значительные недостатки обусловили вывод, сделанный еще в 1985 г. Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о нецелесообразности проведения дальнейших работ по совершенствованию данного образца, поскольку он уступает штатному аналогу (АГС-17) по боевым, эксплуатационным и эргономическим характеристикам.

1931 г. В Газодинамической лаборатории (Ленинград) впервые в мире под руководством Б.С. Петропавловского создали и испытали противотанковое реактивное ружье и боеприпасы к нему. Это была легкая труба с защитным диском, стреляющая 65-мм реактивными снарядами на бездымном пироксилиново-тротиловом порохе, — то, что впоследствии американцы назвали "базукой"

Но, несмотря на отмеченные недостатки, гранатомет АРГБ-85, без сомнения, является выдающимся достижением в области создания современного стрелкового оружия. Дальнейшее развитие ручных гранатометов может пойти именно по пути, предложенному А.Ф. Барышевым, то есть по пути использования новых типов запирающих устройств, распределяющих импульс отдачи выстрела между отдельными элементами конструкции как в целях снижения импульса отдачи, так и в целях обеспечения надежной работы автоматики.

Некоторые разработчики оружия предлагают для уменьшения и, по возможности, полного исключения импульса отдачи в ручных гранатометах использовать газодинамический принцип гашения отдачи. Однако подобное предложение по сути переводит данный вид вооружения в совершенно другой класс. Это неизбежно произойдет в силу особенностей конструкции безоткатных систем. Общеизвестно, что это исключительно гладкоствольное оружие, из-за чего приемлемая точность стрельбы может быть достигнута лишь при использовании устройств, корректирующих траекторию полета снаряда. Для этого на снаряде должны быть установлены головка самонаведения (активного или пассивного типа), управляющий процессор, источник энергии и органы управления инерционного, аэродинамического или газодинамического типов. Все это приведет к повышению массы снаряда, и значительно превысит массу существующих противопехотных гранат — 200–300 г, не говоря уж о предполагаемой массе перспективных видов гранат в 100–150 г. Кроме того, включение в конструкцию каждого снаряда такой системы управления полетом приведет к значительному увеличению стоимости выстрела. Иными словами, боевое применение гранатомета, действующего по безоткатному принципу, станет экономически обоснованным и целесообразным лишь при использовании его против очень дорогостоящих целей типа танков или отдельных хорошо укрепленных сооружений противника. Против отдельных бойцов или подразделений пехоты, являющихся основными целями при ведении огня из гранатометов, использование такого оружия будет экономически невыгодно.

При создании новых или модернизации существующих образцов стрелкового оружия следует также учитывать состояние и тенденции развития боеприпасов к нему, поскольку именно патрон определяет внутрибаллистические параметры выстрела, а следовательно и массо-габаритные характеристики оружия и надежность его работы в целом. В системе стрелкового вооружения патрон является наиболее устойчивым элементом, поскольку практически любое изменение его баллистических и особенно габаритных характеристик неизбежно влечет необходимость модернизации большого количества образцов оружия, что выполнить весьма проблематично. Таким образом, преемственность использования уже существующих боеприпасов является одним из основных принципов разработки стрелкового вооружения.

Для украинской армии, на вооружении которой состоит большое количество станковых гранатометов АГС–17 с соответствующим количеством боеприпасов к ним, создание нового гранатомета под принципиально новый патрон другого калибра было бы экономически нецелесообразным. Совершенно очевидно, что патрон для нового гранатомета следует унифицировать с боеприпасами к АГС–17. Увеличение калибра гранаты до 40 мм и унификация патрона перспективного украинского гранатомета с боеприпасами, состоящими на вооружении армий стран НАТО (типа 40-мм гранаты М384 и ее последующих модификаций), в настоящее время выглядели бы, как минимум, нерациональными, поскольку, как отмечалось выше, в армии США, а следовательно, и в армиях стран НАТО, до конца 2010 г. ожидается уменьшение калибра гранатометов следующего поколения до 20–З0 мм.

В новом ручном гранатомете для улучшения прицеливания и облегчения ведения огня в движении следует, прежде всего, изменить место расположения магазина. Во всех существующих и перспективных автоматических и полуавтоматических гранатометах патрон подается в патронник сверху. Верхнее или боковое расположение магазина, очевидно, нарушает балансировку оружия, но при этом облегчает экстракцию гильзы. Экстракция происходит через нижнее отверстие в ствольной коробке главным образом за счет собственной массы гильзы. Для станковых гранатометов погрешности балансировки непринципиальны, поскольку все несимметричные усилия, возникающие при выстреле и перезарядке, воспринимаются станком-треногой и не передаются на стрелка. Расположение магазина под ствольной коробкой делает оружие более устойчивым при стрельбе и одновременно требует обеспечения экстракции гильзы через боковое отверстие. Кажущееся тривиальным и легко решаемое в других образцах автоматического стрелкового оружия это условие на самом деле накладывает весьма серьезные дополнительные ограничения и требования на динамику и кинематику движения узлов и звеньев механизма перезаряжения гранатомета. Дело в том, что, как уже отмечалось выше, конструкция перспективного ручного гранатомета и боеприпасов к нему должны обеспечивать импульс отдачи, значение которого не превышает 20 Дж. Для выполнения этого условия внутренняя баллистика выстрела гранатомета должна быть ненапряженной, а скорости перемещения затвора и его отдельных элементов сравнительно невысокими. В свою очередь, надежная экстракция короткой (D=30 мм; L=27 мм) и тяжелой (70 г) гильз через боковое отверстие в ствольной коробке, наоборот, требует весьма высоких скоростей движения затвора на момент выброса гильзы. Таким образом, "простое" изменение расположения магазина на оружии вызывает коренную перекомпоновку всех составляющих механизма запирания ствола и делает выбор соотношений для геометрических размеров его элементов достаточно сложной оптимизационной задачей. Существенно усложняет задачу и необходимое для повышения мобильности уменьшение массы оружия, которая также вступает в противоречие с минимизацией импульса отдачи.

К некоторому облегчению условий работы нового гранатомета должно привести исключение режима стрельбы очередями. Исходя из обеспечения желаемых весовых характеристик оружия, емкость магазина следует ограничить 5–6 гранатами. При стрельбе одиночными выстрелами даже при расходовании 4–5 магазинов тепловой режим работы гранатомета будет оставаться в норме. Так, температура казенной части гранатомета при этом повысится не более чем на 15–20° С.

Выбор принципа работы механизма автоматики для перспективного ручного гранатомета, вообще говоря, не представляет особой сложности. Несмотря на огромное разнообразие конструкций механизмов перезаряжения, в настоящее время для нового гранатомета реально можно рассматривать всего лишь три принципиально различные схемы функционирования, основанные на:

  • коротком ходе ствола;
  • отводе пороховых газов;
  • использовании энергии отдачи свободного или полусвободного затвора.

При применении первой схемы весьма сомнительным выглядит обеспечение желаемых весовых характеристик оружия в пределах 10–12 кг. По-видимому, масса около 20 кг, которой добились при создании китайского гранатомета W87, работающего по такому же принципу, является практически нижней предельной границей для оружия данного типа. Кроме того, важным препятствием для использования такой схемы является необходимость точной балансировки движения достаточно массивного ствола гранатомета во время выстрела.

Использование схемы, основанной на принципе отвода пороховых газов, требует разработки нового выстрела с большой массой метательного заряда, а может быть даже и разработки нового пороха с программированным газоприходом, что пока проблематично для Украины.

Таким образом, в настоящее время наиболее рациональной для перспективного гранатомета считается схема механизма перезаряжения, основанная на использовании энергии отдачи полусвободного затвора. Следует отметить, что при ее внедрении необходимо решить оптимизационную задачу разделения полного импульса отдачи выстрела на импульс, передаваемый затвору в период его движения во время выстрела, и импульс, воспринимаемый стрелком при движении гранаты по стволу после остановки затвора.