О мастерах Юрии Кульбиде и Олеге Лесючевском мы неоднократно рассказывали на страницах журнала. Много лет эти мастера радуют нас своими работами.
Юрий Васильевич Кульбида прошел путь от малоизвестного кузнеца-самоучки — до признанного в Канаде, Европе и США ножевого мастера. Олег Лесючевский начинал в роли подмастерья Юрия Кульбиды, а сейчас успешно развивает семейный бизнес, продолжая поиск новых технологий, инновационных решений в вопросах декора и комплектации ножей.
В 1995 году мастерская Юрия Кульбида обрела официальный статус и первой в Украине получила весь необходимый пакет документов и разрешений по изготовлению хозяйственно-бытовых ножей. Выбор юридически «прозрачной» и технически эксклюзивной ручной работы оказался хоть и тяжелым, но правильным и сегодня мастерская является одной из наиболее известных и авторитетных в Украине.
О новых веяниях в работе мастерской рассказывает Олег Лесючевский...
<— Олег, расскажите пожалуйста, как Ваш бизнес перенес период кризиса, были ли проблемы с закупкой материалов, заказчиками. С какими результатами встречаете осень 2013 г?
— Кризис всегда плохо, но, с другой стороны, не дает расслабиться. С материалами проблем не было, но часть заказчиков мы, естественно, потеряли. Главное, что творческий процесс не останавливается, всегда есть место инновациям, а в кризисных ситуациях есть большой плюс — не надо «гнать вал» и появляется время для творческих экспериментов, поиска новых решений, — идеальный период развития для мастера.
— В чем еще проявляется специфика ножевого бизнеса?
— Создание и реализация клинков — не тот бизнес в общем понимании, когда есть рынок, массовый товар и определенный покупатель. Основа нашей деятельности — хобби на основе бизнеса, то есть изначально в основе нашего труда лежит творчество. В той или иной степени при таком сложившемся стиле работы доход вторичен, что недоступно для массового производства. Правда и клиенты у нас зачастую «не рядовые» любители, а ценители ножей, которые нередко становятся приятелями, друзьями и продолжают общение с мастером годами. Правда, есть еще одна особенность работы с эксклюзивными изделиями — сезонность. В летний период у мастеров — простой «по заказчикам», которые в летнее время отдыхают, набираются сил перед предстоящим годом напряженной деятельности. У мастеров же работа есть всегда, но не всегда происходит реализация изделий.
— Олег, Ваша с Юрием Васильевичем мастерская вышла на рынок с определенным ассортиментом ножевых изделий: охотничьи, разделочные, стандартной формы и восточной тематики. Каков у Вас выбор сегодня?
— Изначально в работе мы стали активно использовать широкие современные возможности доступа к информации. Мы создали специализированный сайт, на котором выложены не только фотографии изделий, но и вся информация по ножам и их ТТХ. Такой поиск клиентов с нашей стороны и изделий со стороны клиентов удобен для обеих сторон и позволяет поддерживать связь с заинтересованными людьми, своевременно реагируя на изменения спроса-предложения. Сейчас на нашем сайте вся информация структурирована по рубрикам и реально демонстрирует, насколько мы продвинулись вперед в изготовлении клинков. Процесс работы над сайтом, информацией для него, не останавливается ни на минуту, актуальные изменения на сайте происходят постоянно. Периодически мы глубоко пересматриваем концепцию нашей работы. В ближайшее время наш сайт будет в очередной раз радикально дополнен. На нем будут представлены текущие направления нашей работы, среди которых ножи из дамаска и мозаичного дамаска; кинжалы, сабли, шашки; художественно оформленные ножи; охотничьи комплекты; серии и эксклюзивные клинки; кухонные и цельнометаллические ножи.
Отдельно нами разработаны блоки по сталям: 95Х18, S30V, BOHLER К340, Х12МФ (аналог D2). Также скоро появятся изделия из стали 110Х18МШД и некоторых новых порошковых сталей. Кстати, дополнительно к ножам у нас представлены различного рода аксессуары и подарки для мужчин.
Нельзя не отметить, что клиентов, единомышленников и заинтересовавшихся клинками людей помогают найти еще и специализированные выставки. Одним словом мир профессиональных клинковых мастеров очень узок, но зато количество людей, полюбивших это ремесло и его произведения — постоянно растет. Украинцы начинают ценить качественный клинок и даже при заказе становятся соавторами, участвуют в создании эскизов.
— Какие новые материалы Вы используете для изготовления клинков?
— Мы внимательно изучаем и отслеживаем достижения современной металлургии. Но не все новинки становятся рабочими после ряда экспериментов. Среди используемых нами сталей: 95Х18, 110Х18, Х12МФ, порошковая S30V, дамаск, Elmax. А сегодня хочу представить новую серию ножей из стали К 340.
К340 — холодно-штамповая инструментальная сталь фирмы Bоhler, полученная методом электрошлакового переплава, что обеспечивает низкие микро и макро сегрегации, а также чистоту и гомогенность (однородность) микроструктуры. Проще говоря, содержит меньше вредных примесей и равномерно распределенные карбиды. По составу приближается к стали Х12МФ, клинки из нее также обладают отличным резом, но большей ударной вязкостью и износостойкостью. В отличие от Х12МФ, эта сталь почти не подвержена коррозии и по антикоррозионным свойствам приближается к нержавеющим сталям. Интервал твердости, который она дает при правильной обработке — 57-63 HRС. Особенно хорошо она ведет себя после крио обработки при закалке. Эта сталь не хрупкая, имеет высокую ударную вязкость и прекрасно держит кромку. Химический состав стали: C — 1,1%; Cr — 8,3%; Mo — 2,1%; Mn — 0,4%; V — 0,5%; Si — 0,9%.
— Вопрос по той же теме. Как ухаживать за клинками из стали К340, есть ли особенности при заточке и хранении ножей, изготовленных из нее?
— Клинки из этой стали не подвержены коррозии и поэтому уход за ними минимален. Кроме того, мы предоставляем полную техническую поддержку — заточка, полировка и т.п. — все бесплатно на весь срок службы ножа. Гарантия на наши изделия пожизненная.
— При выборе новой стали Вы наверняка пробуете работать со многими марками, по какому принципу происходит выбор той, которая превратится в клинок? С кем консультируетесь?
— Есть так называемая ножевая мода. В это понятие входит среди прочего и спрос на определенные марки стали. Мы отслеживаем также и выставки за границей, общаемся с кузнецами и ножевыми мастерами, как в Украине, так и за ее пределами.
— Разрабатывая эксклюзивные, постоянно обновляющиеся модели, клинков, сотрудничаете ли Вы с другими мастерами?
— Мы сотрудничаем с кузнецами в Украине, России, Белоруссии, со скульпторами, литейщиками.
— Кстати, о том, чтобы взять ученика в мастерскую еще не думали?
— Пока не думал.
— Каким материалам в работе отдаете предпочтение?
— По металлам — предпочтение в последнее время современным сталям, порошковым технологиям, нержавеющему дамаску, мозаичному дамаску. Конечно, работаем не со всеми сразу, поскольку работа над клинком заключается во множестве подготовительных (технологических) процессов.
Рассмотрим, например, рукоять. Если раньше мы работали в основном с рогом, классическими видами капов, то в настоящее время мы отдаем предпочтение стабилизированным капам, которые пропитываются синтетическими смолами. Цветовую гамму такой древесины возможно менять за счет использования различных красителей. После обработки она существенно меняет плотность. В результате на выходе мы получаем, условно говоря, пластик на основе древесины. Такой материал, сохраняющий структуру и прочность древесины, значительно более устойчив к механическим нагрузкам и к воздействию агрессивных факторов внешней среды. Стабилизированная древесина хороша тем, что изделия из нее не меняют размеров и формы в зависимости от колебаний температуры или влажности окружающей среды.
Мы также активно используем для декора рукоятей древесину пород деревьев из Южной Америки и Африки: вербау, бокаут, полисандр, венге — эти материалы от природы обладают высокой плотностью. Для украшений заказываем литье из мельхиора, гравировку с классическими растительными мотивами, которые особенно популярны. Заготовки из мельхиора по желанию заказчика полируются или чернятся специальными растворами. Растительные мотивы с чернением часто встречаются в стрелковом оружии и удачно сочетаются с холодным оружием, украшенным таким же образом. Использование же голов животных и птиц, болстеров в виде лап и когтей все еще актуально, как и раньше.
— Где вы закупаете стабилизированные заготовки, импортную древесину?
— Кап в Украине производят всего несколько фирм, поэтому заказываем чаще всего в России, где можно брать заказы больших объемов и широкого ассортимента. А привозное дерево хорошего качества в досках можно купить в Киеве и Харькове. Заказываем доски, затем распускаем на бруски и «выстаиваем» в таком виде.
— Проходит ли дерево какие-либо технологические этапы обработки после выдержки?
— Сформированную рукоять перед полировкой выдерживаем в льняном масле в течение суток. Масло полностью впитывается и закрывает поры в дереве, происходит «закоксовка» материала, препятствующая проникновению влаги и в итоге деформация рукояти исключаются. Дополнительно к этому мы не используем лакокрасочное покрытие, а исключительно специальные пасты для полировки. Раньше мы их варили сами на основе пасты гои, но в настоящее время есть возможность приобрести готовые фирменные смеси немецких, американских и польских производителей.
— Как Вы проверяете при закупке качество материалов?
— Древесину я отбираю исключительно визуально. В первую очередь меня интересуют размерная база и текстура дерева, главным образом то, насколько хорошо будет смотреться рисунок в миниатюрном изделии. Например, зебрана отлично читается в больших полотнах дерева, а вот в рукояти выглядит фрагментарно.
Что касается сталей, то берем поковку только у проверенных кузнецов. После закаливания иногда проявляются огрехи. На дамасках, например, металл может крутить: «пропеллером», поперечно, вертикально. В таких случаях осуществляется замена заготовки у кузнеца.
— Еще раз по поводу качества. Проводите ли вы тестирование клинков, как это происходит?
— Ножи, конечно, тестируются, но уже в процессе работы становится ясно, получается нож или нет. Если есть сомнения, то сразу же отправляю его в утиль! Твердомером выборочно проверяем твердость. Лезвие проверяем на рез — ушатываем — после заточки рубим рог. Главное — вязкость, поскольку при высокой твердости и малой вязкости клинок может лопнуть, будет хрупким и непригодным для заточки (будет выкрашиваться режущая кромка).
Брак проявляется в процессе ковки — как показывает практика, из десяти пластин одна забраковывается. Поэтому мы работаем с российскими кузнецами, закупаем у них проверенные и качественные пластины для клинков.
Что касается массы ножей — детали не взвешиваем, а приблизительный баланс между рукоятью и лезвием тестируется вручную. Общая масса изделия полностью зависит от специфики заказа. Если заказчик — сотрудники спецподразделения, тяжелый нож допустим, а если клиент — охотник, который совершает длительные пешие переходы — нож должен быть возможно более легким, но без потери рабочих качеств.
По удобству хвата проверки бесполезны. Мы разработали около десяти моделей под хват рукояти для среднестатистических размеров руки. Иногда антропометрические данные не вполне совпадают с понятием удобства. Например, мужчине с крупной кистью удобно работать маленьким клинком и наоборот.
— Изменилась в последнее время география заказов? Были ли нестандартные заказы, запоминающиеся?
— География широкая, вся Украина и большинство стран СНГ. Все заказные ножи, так или иначе, запоминаются.
— Есть ли среди Ваших клиентов знаменитые люди? Их заказы чем-то отличаются?
— Среди наших клиентов много знаменитых людей; есть и творческие люди, и политики, но называть их имена я не буду по этическим соображениям… Заказы их могут быть различными по цене, но чаще это не серийные, дорогостоящие ножи. Из интересных работ я бы назвал — нож «Близнецы» с зодиакальной тематикой. Над такими ножами мы работаем в содружестве со скульпторами и литейщиками. Но в большинстве случаев заказчик заранее оговаривает металл лезвия, длину и другие параметры изделия. Вопросы декора обсуждаются на стадии эскизов.
— Насколько дороже получится клинок, если его выбрать не из готовых изделий, а заказать индивидуально?
— Зачастую стоимость не сильно отличается. В некоторых случаях стоимость может повышаться только за счет отдельных индивидуально изготавливающихся деталей — в основном ювелирных или технически сложных элементов. Прелесть ручной эксклюзивной работы в том, что ценовую вилку всегда можно обсудить на стадии планирования и «подогнать» под пожелания и финансовые возможности клиента. Понятно, что нож с декором из драгоценных металлов и камней будет стоить на порядок выше «обычного» изделия именно за счет ювелирных работ.
— Какие из Ваших ножей являются бестселлерами, пользуются повышенной популярностью? Как Вы думаете, почему? В чем заключается индивидуальный почерк Вашей мастерской, узнаваемость Ваших изделий?
— Чаще всего интересуются ножами из дамаска. Хотя лично я отдаю предпочтение сталям К340, 110Х18МШД или порошковым. Наиболее ходовыми из наших изделий являются модели раздела «Художественно оформленные ножи». Над личным «почерком» мастера я специально не работаю, наши изделия являются скорее отражением свойственного именно нам отношения к работе. Думаю, что свой «почерк» можно увидеть у любого мастера, который не первый год работает с клинками.
— При оформлении изделий Вы используете готовые наброски, мотивы и эскизы, или синтезируете историю с современностью? Откуда идеи?
— Идеи витают в воздухе, бери и делай. Приложи руки и голову. Это не только моя работа, это, повторяясь, хобби и часть жизни. Немаловажно и то, что идеи часто определяют степень новизны изделий и расширяют традиционные возможности нашего ремесла. Сейчас появилась возможность перейти работать с нержавеющим дамаском — очень перспективное, на мой взгляд, направление. Если классический дамаск куется из черных сталей, например, из У8АШХ15, то в нержавеющий дамаск «загоняются» стали с нержавеющими характеристиками, например, 65Х13 с добавлением 110Х18. Получаем новую основу — нержавеющий дамаск с хорошей пластичностью и твердостью. Мы переходим к более практичным материалам — новые стали и стабилизированная древесина, которая не требует пропитки. Естественно, к новым лезвиям клинка будем разрабатывать интересный дизайн рукояти. Все взаимосвязано.
— В идеале мозаичный дамаск зависит от количества пакетов?
— Необязательно, ведь в один пакет может входить и пять марок стали. Мозаичный дамаск — поковка, которая сделана из нескольких готовых полос дамаска с разными характеристиками и типами рисунков. В процессе работы мастер «выявляет» из фрагментов рисунок. На режущую кромку «идет» более мелкий рисунок, на центральную часть, которая несет основную композиционную и художественную нагрузку более крупная, а на верхнюю обкладку, которая идет по обуху — финальная, менее «экспрессивная».
— Насколько остро стоит вопрос конкуренции в среде ножовщиков, обмениваетесь ли вы опытом или держите фирменные секреты в тайне?
— Однажды, еще в начальный период работы, я познакомился с ювелиром Андреем Примаченко. Вместе мы начинали художественно-ювелирное направление в оформлении клинков. Мы сделали акцент на оригинальность ножа с хорошим комбинированным декором. Одновременно нам удалось соединить красоту и практичность по всем показателям клинка. Как оказалось, мы попали в десятку. Это именно то, что сегодня ждет от мастера заказчик.
Я не стал бы называть других мастеров конкурентами, скорее мы коллеги. Мы много общаемся между собой, секретов особых друг от друга не имеем, делимся многими новинками и технологическими нюансами работы. Что касается вопросов с юмором — у кузнецов есть свои приметы, а у клинковых мастеров свои. Например, если во время работы над ножом порезался, то нож получится супер!
— Семейный бизнес понятие цельное, но ведь как творческому человеку, каждому мастеру нужен «соперник». Как идейные моменты Вы решаете с отцом?
— Юрий Васильевич давно отдал мне бразды правления, ему нравятся мои идеи и методы. Но коррективы свои он вносит постоянно.
Соперников же на ножевом рынке хватает, всегда есть к чему стремиться. К сожалению, не все клиенты хорошо разбираются в ножах. Скажу одно, если в обществе встречают по одежке, то я при знакомстве с человеком могу многое о нем узнать, увидев его клинок. В нашей сфере о мастере говорят его работы. Приятно, но мой стиль уже узнаваем и без клейма.
— Какова Ваша позиция в вопросе ужесточения требований к разрешенным для постоянного ношения ножам?
— В первую очередь важно определить понятие клинка: нож не оружие, а инструмент. Все дело в людях. 90% криминальных действий совершается кухонными ножами и стандартным домашним инвентарем, но это ведь не значит, что их нужно запретить. Уверен, что проблема не в ножах, а в людях и в стереотипах отношений между ними.
В законодательной базе Украины существует только разделение на холодное оружие и не холодное. Поэтому, когда работаешь над художественно украшенным клинком, изначально стараешься, чтобы нож не позиционировался как холодное оружие. В итоге из-за такого рода ограничений не всегда получается сделать нож таким, как хотелось бы и в этом жесткое ограничение и творческой работы мастера.
— Есть ли у Вас основная работа, или мастерская — и дом, и работа, и хобби? Как удается распланировать загрузку?
— То, о чем мы сейчас говорим — и есть основная работа, но хобби не единственное — еще есть спорт — восточные единоборства. А вот с планированием загрузки в мастерской — всегда проблема! Хочется все успеть...
— Существуют ли для Вас «гуру» клинкового мастерства: в мире, в Украине?
— Конечно, есть люди, на работы которых очень приятно смотреть. Такие мастера работают в России, я часто посещаю их выставки. И работы многих европейских мастеров тоже заслуживают восхищения и уважения.
— Я смотрела на сайте фотогалерею ваших работ. Это же настоящая ножевая симфония, где главные партии исполняют виртуозы своего дела! Откройте нам секрет, что нового приготовите к осеннему сезону?
— Идей очень много, успеть бы с их реализацией. Изменится модельный ряд с использованием стали 110х18МШД, дополнится модельный ряд в К340, появятся новые модели в мозаичном дамаске, ждет обновления и раздел дамаска классического.
К осени мы планируем серьезно расширить, если не поменять, весь модельный ряд. Что же касается других секретов — готовлю рассказ о необычных и эксклюзивных клинках, которые создавались вопреки классическому понятию форм ножа, в том числе со сложными ювелирными элементами. Все они имеют немало особенностей. Я думаю, читатели журнала будут в курсе происходящего и узнают о новинках и нюансах наших новых работ первыми.