В истории создания оружия есть образцы, являющиеся вершиной технической мысли на определенном этапе ее развития, но на практике быстро вытесненные новыми концепциями, что отнюдь не умаляет их значения для теории и практики. Одним из таких образцов является карабин Симонова (СКС), разработка которого является венцом развития первой советской оружейной школы в рамках концепции стрелкового оружия, существовавшей до Второй мировой войны. Однако обобщение опыта этой войны привело к появлению новых концепций, в рамках которых некоторые решения, воплощенные в СКС, начали быстро устаревать… Тем не менее, СКС и сегодня остается одним из самых лучших образцов стрелкового оружия…
В 1942 году элитные части Ваффен СС начали получать на вооружение автомат Mkb-42(H) под новый «промежуточный» патрон 7,92х33 мм Маузер Курц, который был слабее винтовочного, но мощнее пистолетного. Таким образом, новый образец оружия занял нишу между винтовкой и пистолетом-пулеметом.
Попавшие в качестве трофеев образцы нового оружия и боеприпасов к нему были переданы советским конструкторам-оружейникам для изучения. По итогам испытаний был разработан советский промежуточный боеприпас 7,62х41 мм, позднее трансформировавшийся в 7,62х39 мм. Под этот боеприпас предполагалось создание автомата, легкого ручного пулемета и карабина.
Первые образцы самозарядного карабина под новый патрон были созданы Симоновым к концу 1944 года. Небольшая опытная партия карабинов проходила испытания на фронте, однако доводка как карабина, так и нового патрона продолжалась до 1949 года. В результате проведенной работы на вооружение Советской армии был принят «7,62 мм самозарядный карабин Симонова — СКС обр. 1945 года».
Однако прежде был реализован проект пулемета — в 1944 году поступил на вооружение легкий ручной пулемет РПД-44, а затем и СКС-45 — самозарядный карабин Симонова (принимавший участие в конкурсе карабин М. Т. Калашникова принят не был).
СКС-45 наряду с РПД-44 поступил на вооружение, например, штурмовых элитных подразделений НКВД, участвовавших в штурме Берлина.
В 1949 году на вооружение Советской Армии был принят автомат Калашникова АК-47.
В течение какого-то времени СКС-45 и АК-47 друг друга дополняли — автомат был недостаточно точным, но благодаря приличной скорострельности и магазину на 30 патронов обеспечивал высокую плотность огня, в то время как карабин под такой же патрон с использованием таких же обойм для заряжания был полуавтоматическим, но обеспечивал гораздо большую точность ведения огня, что позволяло более эффективно использовать его на средних и дальних дистанциях.