Химия так и осталась бы разновидностью магии, если бы не Периодическая система элементов, разработанная Менделеевым. Колоссальная «предсказательная» сила Периодической системы была обусловлена «всего лишь» логически завершенной классификацией элементов. А ведь когда Д.И.Менделеев начинал работать над ней, ему вполне серьезно советовали расположить элементы в алфавитном порядке… По сравнению с Менделеевым Нострадамус и прочие маги, ясновидцы-астрологи — не более чем шарлатаны.
Правильная классификация — необходимая основа правильного закона. А правильный закон — это скрижаль.
Наполеон на острове Святой Елены, когда жизнь была уже позади и он трезво взвешивал все им содеянное, сказал: «Моя истинная слава не в сорока сражениях, выигранных мною, — Ватерлоо их все зачеркнуло. Но не будет и не может быть забыт Гражданский кодекс». Франция и теперь живет согласно Кодексу Наполеона.
Теперь, определив точку зрения, с которой мы будем рассматривать ряд крайне интересных вопросов, возникающих при чтении законопроектов ряда стран «Об оружии», обратимся к тому, что же их вызвало.
Если попытаться подвергнуть пристальному анализу законопроекты «Об оружии», разработанные в Украине, аналогичный закон Российской Федерации и ряда других стран, материалы ОБСЕ, сессий ООН, международных конференций и региональных симпозиумов, то, с нашей точки зрения, совершенно очевидно наличие в них общих тем, в русле которых и предлагаются те или иные решения.
Наши законодатели всячески муссируют вопрос: «Доверять ли населению так называемое гражданское оружие?». ОБСЕ озабочена степенью прозрачности для контроля воинских складов. ООН решает проблему: как, не затрагивая интересы государства в области обороны и поддержания правопорядка, интересы промышленников и обеспечивая соблюдение прав граждан на самооборону, тем не менее ограничить возможности агрессивных группировок, в том числе незаконный оборот стрелкового оружия и легкого вооружения?
Вопросы поставлены. Но ответов, однозначно предлагающих решения, устраивающие всех, нет. Нет именно потому, что не рассматриваются они с научной точки зрения. Не рассматриваются с точки зрения строго логической классификации, последовательно предлагающей разрешить следующие вопросы: для кого, для чего, против кого или чего, в каких условиях и в какое время будет применяться стрелковое оружие…
Все наши столь многословно и многочасово обсуждаемые законопроекты в своих недостатках — близнецы-братья. А почему? Нет классификации, которая легла бы в их основу…
Так, например:
1. Неконкретно и недостаточно стратифицированы (расслоены) термины и определения, относящиеся к области стрелкового оружия и боеприпасов к нему.
2. Крайне слабо детализировано ОПРЕДЕЛЕНИЕ термина «оборот оружия». Начиная с этапа разработки оружия и боеприпасов к нему и заканчивая их утилизацией, это определение должно включать в себя все основные аспекты деятельности в данной области.
3. Технические требования, почему-то приводимые в законопроектах (да и в законах), в подавляющем большинстве своем не являются результатом системного подхода, основанного на правильной классификации, а представляют собой достаточно эклектичный, а порой и конъюнктурно подобранный ряд чисел.
4. И что самое поразительное — абсолютно отсутствует прогнозирование результатов применения оружия в штатных ситуациях.
Чем же еще возможно объяснить наличие у сотрудников Министерства внутренних дел Украины автоматов АК-74 или АК-74СУ? А ведь это оружие имеет колоссальную, исходя из вероятного применения на улицах города, заполненных ни в чем не повинными людьми, убойную силу и опять-таки высокую вероятность убойного рикошета, если говорить об их штатном боеприпасе!
Так, например, Руководство по 5,45-мм автомату АК-74 гласит: «Дальность, до которой сохраняется убойное действие пули, — 1 350 м. Штатный боеприпас — патроны 5,45х39 мм индекса 7Н6 — обладает повышенным убойным действием. Патроны 5,45х39 мм индекса 7Н10ПП с вероятностью 0,6 пробивают лист стали толщиной 16 мм на дистанции 100 м — согласно техническим условиям (см. приложение 23) на этот патрон».
В журнале «Техника и вооружение» (1984, №9, с. 9), отмечается: «…установлено, что при автоматической стрельбе прицельными являются не более трех первых выстрелов, потом, вследствие отдачи и вибрации оружия при стрельбе, наводка сбивается, и поток пуль может наносить только случайные поражения…»
К чему эти «случайные поражения» могут привести в условиях современного города, каковы будут результаты ведения автоматического огня на оживленных улицах, вполне очевидно и без пространного комментария. Неприцельное ведение огня после третьего выстрела, множественный рикошет пули, сохраняющей убойное действие на дистанциях до 1 350 м (километр и более!!!)…
И ведь никого из авторов законопроектов не вшибло в холодный пот мгновенное озарение предвидения этой кошмарной, без преувеличения, картины!!!
Авторы закона Российской Федерации внимание «обратили» и на 20% уменьшили эффективную дальность стрельбы гражданского оружия по сравнению с боевым. У пистолета ПМ со штатным боеприпасом дистанция, на которой сохраняется убойное действие пули, — 350 м. У «гражданского» на 20% меньше — 280. И вот после «снятия» пределов допустимой самообороны в Российской Федерации дистанция от прохожего до прохожего составляет всего 280 метров — аж на 70 метров меньше, чем у боевого… Намного ли «легче?» И есть ли это решение проблемы? Нет.
Вопросы поставлены, методика их разрешения определена и…
С учетом всей многогранности проблемы разработан принцип классификации, представляющий собой комплекс терминов и определений, положенных в основу проекта концепции Оружейного кодекса:
1. Разработан подробный глоссарий используемых терминов и определений.
2. Вся область терминов и определений, имеющих отношение к стрелковому оружию и боеприпасам к нему, расслоена (стратифицирована) на 11 слоев (стратов), практически не пересекающихся между собой.
3. На каждый слой (страт) разработаны детальнейшие определения термина «Оборот оружия и боеприпасов к нему для данного слоя (страта).
4. На основе терминов:
— дистанция гарантированного полного поражения;
— дистанция полного поражения;
— дистанция временного или частичного поражения;
— дистанция безопасности,
разработаны основные технические требования к оружию и боеприпасам к ним в рамках определенных слоев.
И так далее…
Из всего вышесказанного столь же логично вытекают основные преимущества данной концепции по сравнению с уже имеющимися законами и законопроектами:
1. Предлагаемый проект концепции Оружейного кодекса впервые предоставляет возможность свести к минимуму вероятность неумышленных убийств, увечий и ранений, а также количество инцидентов с применением оружия;
2. Устанавливает жесткие рамки для осуществления оборота оружия и боеприпасов к нему каждого слоя (страта), что неизбежно влечет за собой уменьшение незаконного оборота боевого оружия.
3. В результате анализа предлагаемых, в соответствии с положениями Оружейного кодекса, технических требований к оружию и боеприпасам к нему выявлены многочисленные, не заполненные существующими моделями оружия и типами боеприпасов, ниши. Их заполнение приведет к расширению модельного ряда выпускаемого оружия и типов используемых боеприпасов и непременно заинтересует промышленников.
***
У нас есть мечта…
Нам хочется, чтобы мы очнулись и начали отличать экранное «малиновое варенье» от настоящей крови.
Мы хотим, чтобы война стала неестественным состоянием человечества.
Мы хотим, чтобы на титульном листе Оружейного кодекса были только два слова, вынесенные нами в заглавие этой статьи!
(Опубликовано
журнал «Оружие и Охота» №7, 2002 г.)