Продолжение. Начало см. журнал
«Оружие и Охота», №10, 2014 г.
Картечные снаряды изготавливались как с центральной каморой — системы Шрапнеля, так и с диафрагмой — системы Боксера. При этом, действие снарядов по цели имели различия: по открытым целям предпочтительно было использовать диафрагменную шрапнель, а по закрытым спереди — шрапнель с центральной каморой.
Причина заключалась в следующем. У диафрагменной шрапнели после срабатывания дистанционной трубки луч огня передавался вышибному заряду, что приводило к воспламенению пороха. Силой давления пороховых газов от вышибного заряда, передаваемой через диафрагму, происходил срыв (срез) резьбы привинченной головки и выбрасывание пуль вперед, при этом корпус снаряда оставался, как правило, целым. В шрапнели с центральной каморой луч огня от дистанционной трубки воспламенял порох, в результате работы пороховых газов корпус снаряда разрывался на осколки, которые вместе с пулями поражали цель сверху.
В связи с принятием не вооружение дальнобойных орудий со стволами с прогрессивной крутизной нарезов (угол наклона которых постепенно увеличивался от казенной части ствола к дульной), русский полковник артиллерии Бабушкин предложил усовершенствованный шрапнельный снаряд, удлиненный корпус которого оснащался медным ведущим пояском, запрессованным в канавку в основании оживальной головной части.
Полевые испытания такого снаряда выявили его недостаток, заключавшийся в том, что канавка ослабляла головную часть снаряда, особенно бронебойного. Поэтому в дальнейшем от нее отказались и перешли к кольцевому центрирующему утолщению, которое изготавливалось заодно с корпусом снаряда, а ведущий поясок переместился в заднюю часть снаряда. В таком виде конструкция корпуса артиллерийского снаряда с медным ведущим пояском и центрирующим утолщением сохранилась до наших дней.